Войти в почту

Полина Дашкова: Счетчики не решат проблему с переплатой за квартиру

Полина Дашкова, писатель:

В той неразберихе, которая часто происходит у нас в жилищно-коммунальном хозяйстве, сложно порой разобраться. Ради экономии теперь управляющие компании снижают количество уборок, ужимают расход материалов при ремонте, используют более дешевые краски, плитку и тому подобное. Да и установка счетчиков, как выяснилось, не всегда помогает.

Вот буквально совсем недавно, весной, была история, когда в некоторых районах Москвы органы ЖКХ сняли у людей на десять тысяч больше обычного тарифа, якобы за усиленное отопление зимой.

Дескать, зима была лютая, холодная, топить пришлось на несколько дней дольше. Потом появились разоблачающие деятельность этих организаций материалы, позже сверху признали, что с граждан взяли лишние деньги. И уже впоследствии переплату обещали вернуть в виде вычета из следующей оплаты. Не знаю, чем все это закончилось.

Многие работники жилищно-коммунального хозяйства обладают удивительным свойством: когда им задаешь какие-то конкретные вопросы, буквально в лоб спрашиваешь и уточняешь, как скоро будут выполнены те или иные их обязанности или пытаешься подать жалобу, они произносят некие расплывчатые почти шекспировские монологи в стиле: "Быть или не быть", абстрактные и неопределенные предложения, которые уводят спрашивающего от реальной ситуации. Словно специально забалтывают, как при мошенническом гипнозе. В этот момент чувствуешь, как начинают "поедать" твое время, твою энергию, ничего ты добиться в данной ситуации не можешь.

Хотя я уверена, что есть люди, которые эту стену пробивают, я к ним отношусь с огромным уважением, но сама на такое не способна. Это, например, некоторые наши соседи.

То, что какая-то общественность, группа людей, регулирующих деятельность управляющих компаний, должна обязательно организоваться, достучаться до тех, кто обязан отчитаться за предоставленные услуги, в этом я абсолютно уверена. Но, знаете, это должны быть особые люди, которые умеют, могут, хотят и которые наделены неким активным состоянием, чувством уверенной справедливости - и это то, что сейчас совершенно необходимо. Потому что уровень мошенничества в этой сфере просто зашкаливает.

Мне кажется, что счетчики не решат проблему с переплатой за квартиру. Во-первых, как мы знаем, семьи из трех человек в Москве потребляют двенадцать-пятнадцать кубометров холодной воды, а по нормативам нужно платить за тридцать. И, помню, у нас был период, когда даже при счетчиках отображались неправильные показатели потребления энергии. Они просто не соответствовали реальным. За месяц насчитывались такие цифры, будто мы купаем слона и поливаем сады и огороды. Это были очевидные неправильные данные. И наша семья, состоящая на тот момент из трех человек, такого количества воды и энергии при всем желании потратить не могла.

Я думаю, что гражданская активность относительно сферы ЖКХ, быть может, когда-нибудь разрешит проблему неоправданной оплаты и невыполнения услуг. Считаю, инертность в этом отношении не связана ни с нашим менталитетом, ни с тем, что кому-то это жилье досталось от работы, и он менее требовательно относится к его оплате. У меня была квартира, которую я купила на собственные заработанные деньги. Но мне сложно бороться и разговаривать с жилищными службами. А моя мама живет в кооперативной квартире, которую она купила еще в советское время. Не могу сказать, что она не участвует в жизни дома, когда собирают жильцов. Нужно понимать: мы не должны управляющим компаниям, мы платим им деньги.

Но признаюсь вам, что прежние мои иллюзии по поводу того, что в других странах живется совсем по-другому, там меньше коррупции, рухнули. Элементарная защита человеческих прав там тоже не на высоте. Я считаю, чиновники - это каста, которая везде одинакова, просто все зависит от уровня пиара, которым они себя окружают.

Самая главная проблема в нашем доме по части ЖКХ: то, что не возвращают деньги, если превысили оплату за месяц. Хотя, повторю, у нас живут люди, которые постоянно разговаривают, контактируют с управленцами по этой части, пытаясь решать эту проблему, пробить эти стены.

Вторая проблема - постоянная смена управляющих контор. Приходят одни, их без объяснений сменяют другие. Я прекрасно осознаю, что навести здесь порядок сложно.

Вплоть до того, что у нас в доме есть охрана, там работают хорошие ребята, всегда внимательно отслеживают посторонних, спрашивают, если необходимо, документы. Потом они внезапно исчезают. В очередной раз, когда платила за квартиру, я узнала, что их нанимают, потом совсем плохо платят и, придравшись к чему-то, выгоняют, а после берут следующих. Есть ощущение какой-то тупиковости и безнаказанности этих работодателей.

Ничего не хочу сказать, убирают подъезд у нас очень хорошо. Наша уборщица, по-моему, одна на весь дом, добросовестный человек. Нам с ней очень повезло. Она уже пожилая женщина, не думаю, что ей много платят, да и выглядит она как человек, которого очень легко обмануть. Но я с большим уважением отношусь к таким трудолюбивым и на совесть выполняющим свое дело людям.