Как шеф-повар из Перми Рашид Рахманов стал послом перуанской кухни

В начале декабря в столицу Бельгии съехались выдающиеся перуанцы со всего мира, чтобы получить международную премию Inkazteca International Awards. Вручается она за вклад в развитие и популяризацию Перу и перуанской культуры в мире. Нынешняя премия стала юбилейной и была посвящена 200-летию независимости Перу, поэтому выбор номинантов был еще более значимым.

Удивительно, но первым и единственным иностранцем, получившим эту премию, стал российский шеф-повар из Перми Рашид Рахманов. Он награжден за «неоценимый вклад в развитие, популяризацию ее биоразнообразия и сохранение культурных особенностей перуанской кухни». Также Рашид получил особый диплом и благодарность от представителей правительства Перу. Но как же так случилось, что обычный парень из Перми стал амбассадором Перу?

По словам Рашида, в 2006 году к власти в Перу пришел новый президент, который когда-то учился с Гастоном Акурио — легендарным шеф-поваром, совершившим в Перу гастрономическую революцию. В те годы правительством была запущена программа популяризации перуанской культуры в мире, в том числе и гастрономии. Благодаря этому сегодня Лима превратилась в гастрономическую столицу Южной Америки.

Сам Рашид родом из Перми: мать его из Пермского края, а отец с Северного Кавказа, карачаевец. В 18 лет Рашид уехал за девушкой в Стамбул, работал там девять месяцев поваром в ресторане всемирно известной сети Zuma. Затем перешел в ресторан, где шеф-поваром был Хироки Такимуро, который оказался не японцем, а... перуанцем. Он и открыл Рашиду целую вселенную под названием перуанская кухня. «В Перми мы тоннами готовили салат „Цезарь“, пиццу и пасту карбонара. И вот я пробую севиче, антикучос — и понимаю, что я в этой жизни еще вообще ничего не видел. Позвонил в Пермь и сказал: „Ребята, я не вернусь“», — вспоминает он.

Затем были работа и стажировки в перуанских ресторанах Мадрида и Барселоны. Чуть позже Рашид через Светлану Белоусову попал в легендарный ресторан Astrid & Gaston, который в 2012 году был признан лучшим рестораном перуанской кухни в Европе. Шефом ресторана тогда был никому еще не известный, но подающий надежды Вирхилио Мартинес. Позднее именно на него сделает ставку Перу в продвижении своей кухни в мире.

Во время работы в мадридском Astrid & Gaston о Рашиде узнали в Перу и прислали известного гастрономического журналиста канала TV America Луиса Миранду снять о нем сюжет. По словам Рашида, его узнаваемость в Латинской Америке началась именно с этого первого сюжета, хотя впоследствии о нем сняли уже два документальных фильма.

Пришло время, когда Гастон пригласил его на обучение в Перу, а практику он проходил во флагманском ресторане Astrid & Gaston у именитого Диего Муньоса, а также в ресторанах La Mar и Tanta. Получается, что именно Гастон Акурио сделал Рашида сертифицированным шефом перуанской кухни и ее послом в России. Во время учебы в Перу Рашид много путешествовал: был в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили и других странах. Последняя поездка в Амазонию заняла три месяца: там он изучал местную кухню в институте у Пилар Агнини, одновременно путешествовал и знакомился с кулинарными традициями регионов. Кстати, Рашид является почетным гражданином перуанского города Икитос.

В 2016 году он вернулся в Россию, в Пермь, и его первым проектом был ресторан… уральской кухни. Никто не понимал, что это такое — локальная кухня, но проект стал очень популярен. После этого были рестораны в Екатеринбурге и Петербурге, но с последним проектом, в который были вложены все заработанные деньги, не сложилось — пришла пандемия. Но Рашид уверен, что обязательно откроет ресторан амазонской кухни в Северной столице.

«Часто перуанцы спрашивают, почему мою еду хвалят больше, чем их, — признается Рашид. — Я родился и вырос в России, поэтому знаю, что здесь любят. Например, в севиче мы не любим, когда рыба от сока лайма превращается в вату, мы хотим чувствовать вкус самого продукта. А вообще, перуанская кухня не оставляет равнодушным. Это всегда яркие эмоции».