«В планах – «взломать» головы устройств». Как предпринимали из Екатеринбурга хотят роботизировать Россию
Совсем не терминаторРобот-котик с забавной мордочкой, мурлычет, когда его гладят по аккуратным ушкам. Робот-миньон желтый, пузатый. Он немного меньше собрата, зато имеет большой экран. Оба устройства выполняют функции официантов. Они разговаривают, всегда приветливы и вежливы. У роботов объемные аккумуляторы, которых хватает на 12-24 часов активной работы. При запасе батареи меньше 10% устройства автоматически приезжают на подзарядку и за 4 часа восполняют всю энергию. Ориентируются железные официанты в помещении с помощью оптических датчиков и радара, сканирующего пространство 5400 раз в минуту. В «голову» роботам загружена карта. Она составляется вручную. Этим занимается инженер Никита Крутенков или как он сам называет себя «наставник роботов». Он «влезает» в китайский мозг, учит устройства показывать эмоции и разговаривать разными голосами.Никита рассказал УралПолит.Ru, что на построение маршрута требуется полноценный рабочий день. Железных официантов нужно несколько раз провести по новой траектории, чтобы они запомнили все столики и затем легко строили кратчайший путь, объезжали препятствия, например, друг друга или человека. Все настройки делаются через интернет, через него же роботы общаются между собой. Например, новые данные о пространстве можно загрузить в голову только одному устройству, остальные получат их автоматически после включения. А с помощью близкой радиосвязи железные официанты могут распознавать задачи друг друга. Если устройство едет пустым, то оно пропустит товарища, который везет еду. Человек нужен роботу только на стадии отправления заказа. Повар ставит блюда на подносы и выбирает номера столиков доставки. Железный официант плавно едет до нужного места, минуя препятствия. Он всегда останавливается чтобы пропустить человека, обязательно извиняется, что стал помехой. Около нужного столика у робота загорается поднос с конкретным заказом. Когда гости забирают еду, робот понимает, что поднос опустел, говорит «спасибо» и отправляется дальше. Маршрут передвижения он строит самостоятельно, но можно задать приоритет, куда подъехать в первую очередь. Грязную посуду роботы в E-story не возят, хотя могут справиться и с этим. Никита Крутенков говорит, что для уборки есть более грузоподъемные и водонепроницаемые роботы. Да и милый котик неэстетично смотрится с пустыми тарелками. «Пока роботы запущены в тестовом режиме. Ими могут пользоваться почти все корнеры фудмаркета. Но пространство E-story специфично — это не ресторан, где одна кухня, а много разных. Поэтому мы подстраиваемся и думаем, как роботы будут работать в наших условиях. У них в памяти уже больше 100 столов, и это еще не все. К некоторым сложно подъезжать. Роботов, конечно, можно отправить в любую точку, но нельзя проследить, безопасен ли их путь. К сожалению, люди иногда подходят и перенаправляют их куда-нибудь», – рассказал Никита Крутенков. В будущем за роботами закрепят определенные столы. Посетители будут знать, что места обслуживаются железными официантами и смогут заказать доставку котиком или циклопом. Также обсуждается другой формат: у роботов будет парковка в центре, откуда гости могут забрать свою еду. В дальнейшем Никита хочет научить роботов распознавать лица. Такая функция заложена в мозг устройств, но из-за особенностей лицензирования в России – отключена. В перспективе котики и циклопы смогут узнавать гостей, возможно называть по имени, предлагать им что-то. Также они смогут выполнять роль охранников: считывать звуковые раздражители, например, фразы или хлопки. «Если пофантазировать, мне видится так: ты регистрируешься на форум, загружаешь фотографию для бейджа. Приходишь, тебя узнает робот в лицо и говорит, давайте провожу вас до аудитории. Это как возможная функция, которая будет доступная в скором времени. Ее можно будет реализовать для таких больших мероприятий, как «ЭкспоФорум», экономические форумы. Это большой шаг вперед по сервису и комфорту», — делится Никита Крутенков.Продажная любовь«Мать» роботов Екатерина Шихова рассказала, что в E-story железных официантов запустили не столько для рекламы, сколько для формирования кейса оптимизации разных фудкортов: «На примере E-story мы отрабатываем косяки, специфику поведения посетителей и прочее. В планах – роботизировать страну, чтобы наши роботы ушли из домашнего очага, от матери и крестного самостоятельно строить свою жизнь. А мы будем присматривать за ними через интернет». По словам Екатерины, роботы в активном пользовании около месяца и хорошо показали себя. Коммерческое предложение еще формируется. Предположительно, в розницу один робот будет стоить от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. В Англии, например, недавно ресторан полностью перешел на официантов-котиков. Там робота приобрели за 1,6 млн рублей. Продавать котиков и циклопов планируют по всей стране. Вместе с ними к покупателю приедет инженер. Он настроит устройство, научит нового владельца им пользоваться. Затем специалист раз в полгода будет посещать робота, делать чек-ап, обновлять его. В аренду котиков и миньонов планируют сдавать за 60-80 тысяч рублей в сутки. Но цена может быть и выше, она сильно зависит от сложности площадки, сценария поведения. Робот может встречать гостей, курсировать по помещению с бренд-буками или шампанским, кружить в танце или развозить еду. В сумму включена доставка робота на место, настройка, присутствие инженера во время мероприятия. Екатерина говорит, что стоимость аренды робота среднерыночная – на уровне любых диджитальных фотозон.Окупить вложения в свое детище Екатерина надеется за два-три года. Для покрытия затрат на одного «железного официанта», его нужно сдать в аренду 6-7 раз. С продажей проще: если маркетинговое или ивент-агентство купит робота, то выйдет в плюс после 10 мероприятий. «Мы живем в таком мире, где мало того, что заголовочное чтение, клиповое сознание, нам еще и надо все новое. Ты пришел на вечеринку, если все идет по стандартной схеме, то тебе, особенно если ты из маркетинга, скучновато становится. А тут роботы привозят шампанское, получается wow-эффект, что-то новое, прикольное. Отдельные эмоции роботы дарят детям. У меня дочь требует, чтобы мы одного робота домой взяли, потому что она хочет, чтобы он привозил ей какао в постель», — отметила Екатерина.Хоть шафер на свадьбе, хоть медсестра в больнице В конце апреля роботов познакомили с event-сообществом. Они кружили в «Екатеринбург-Экспо» на закрытом мероприятии. Это был первый большой выход в свет. Работали несколько часов, вплоть до дискотеки, когда передвигаться в пространстве стало практически невозможным. Робот-котик развозил шампанское, циклоп – встречал и провожал гостей. Екатерина говорит, что ивентщики проявили интерес, с любопытством следовали за циклопом до места. Им показали лишь малую часть функционала. Сценарий поведения можно придумать любой, где задействовано перемещение в пространстве со звуковым и визуальным контентом. «Мы хотим свадьбу провести, попробовать сделать марш котиков, чтобы они выехали, а один обручальные кольца или торт вывез. Но такое торжество нужно много раз репетировать, чтобы наверняка все получилось. Циклоп на свадьбе может на экране фотографии молодоженов показывать или развозить легкие закуски, сувениры, которые обычно на память гостям делают. Все зависит от пары и бюджета, но в целом роботов можно на свадьбе использовать», — поделилась Екатерина. Также роботы-официанты могут разнообразить больничные будни детей в медицинских центрах. Например, вместо медсестры привозить лекарства пациентам. Екатерина говорит, что робот-циклоп – самостоятельный рекламный носитель. На вертикальном экране можно транслировать до трех горизонтальных роликов, проигрывать музыку: «У циклопа реклама таргетированная. Он проезжает мимо какого-то корнера и озвучивает предложения этой кухни. Например, возьми большой литр супа. На выставках функция применима к экспонатам».Работы хватит всем В E-story открыто 39 ресторанов, почти все хотят сотрудничать с роботами, многие уже попробовали отправлять заказы с котиком или циклопом. Никита Крутенков рассказал, что ему предлагали бесплатные обеды в обмен на робота. Но пользоваться услугами необычных официантов смогут не все. К удаленным ресторанам проезд затруднен, поэтому первое время роботы будут обслуживать крупные корнеры в центре. Сотрудники ресторанов в шутку спрашивают, не заберут ли котики и циклопы их работу. Екатерина успокаивает, в E-story такого точно не будет. «Один робот заменяет пять официантов, с точки зрения оплаты труда, весьма неплохо. Он стоит на выдаче рядом с кухней. Ему повара поставили заказ, нажали, он поехал. Использование роботов сильно зависит от ресторана. Если мы приходим в заведение, где важно чтобы нам постелили салфетку, рассказали про вино, то роботы будут не в тему. Для фудмаркетов, фудкортов или условно ресторанов типа «Своя компания», Plov Project, где разноплановая публика, робот - отличный вариант», – объяснила Екатерина. По словам «матери» роботов, ресторан может объединить усилия настоящих и железных официантов. Например, если пришла семья с детьми – отправить им робота, а если в гостях серьезные мужчины, то отдать их заказ живому персоналу. Кроме того, котик или циклоп могут заменить детскую зону в заведении. Они увлекут детей, пока родители едят и разговаривают: «Сложно подсчитать, как роботы повлияли на посещаемость E-story, у нас совпали и день рождения, и новая event-концепция. Но сразу видно, что семьи с детьми сидят дольше. Они вынуждены ждать, когда ребенок наиграется. Дети уговаривают родителей прийти на фудмаркет, чтобы посмотреть на котика. Любому заведению понятно, что сумма чека таких гостей умножается на два». План «Взлом»Скоро у роботов появится свой комикс. Истории из жизни котика и миньона будут публиковаться на персональном сайте, который еще в стадии разработки, а также в соцсетях. Запускается и официальный сайт компании «Робот-маркетинг» с ценами, описанием устройств и принципов работы. Вживую покупатели смогут посмотреть на роботов в шоуруме «Недремлющего ока» на улице Малышева. В мае там должны выставить двух роботов для знакомства. В планах «Робот-маркетинга» «взломать» головы устройств, чтобы максимально подстраивать их под требования заказчика.«Живой интеллект обучает искусственный, искусственный – обучает живой, и так по кругу, потому что у нас не просто продажа. Никита с техническими мозгами, вскрывает голову робота и настраивает под российские реалии. Они же импортные: одно дело, что хотят китайцы, другое дело, что хотят русские. Поэтому они у нас немножко кастомизированные, не просто с заводскими настройками», – сообщила Екатерина. Дальше, если у «Робот-маркетинга» дела пойдут хорошо, компания планирует развиваться, привезти в Россию другие модели. Правда, из-за санкций доставка может занять чуть больше обычного, но не больше двух-трех месяцев. «Хотим подружиться с нейросетями, упаковать все идеи и выйти в нормальный рынок продаж. Иначе мечта моего ребенка, чтобы роботы жили у нас дома, сбудется. Только нам тогда жить негде будет, всю квартиру займут 25 роботов», – заключила Екатерина.