Войти в почту

Чайник с российским паспортом. 8 отечественных брендов бытовой техники

Среди российских потребителей ещё с начала 1990-х годов бытует мнение, что в стране не выпускают качественную бытовую технику. Отчасти это правда — заводов, на которых производили бы миксеры и чайники, в России не так много, но вот брендов с российскими корнями на рынке немало. Многие из них именно из-за этого устойчивого стереотипа предпочитают выдавать себя за зарубежные марки — и именно так завлекают покупателей. «Секрет» подобрал восемь брендов с российскими корнями — якобы иностранных и вполне себе местных. Контекст. Из-за конфликта на Украине и введённых в отношении РФ санкций поставки в Россию приостановили такие компании, как LG Electronics, Samsung, Xerox, Panasonic, Sharp и Bosch. В то же время многие европейские бренды с производством в РФ говорили о возникших сложностях с комплектующими и запчастями — из-за проблем с платежами и нарушенных логистических цепочек доставлять их из-за границы оказалось сложно. Bork Место производства: преимущественно Китай, а также ЕС, Турция и др. Ключевая продукция: блендеры и миксеры. Где купить: в порядка 70 бутиках в РФ и странах СНГ, на официальном сайте и у крупнейших ретейлеров. Эту марку в начале 2000-х годов зарегистрировал бенефициар отечественной торговой сети «Технопарк» (прежде «Электрофлот») Максим Бирюлин. Согласно данным СПАРК, и «Борк-импорт», и «Технопарк» сейчас принадлежат одной и той же кипрской компании. При этом фирма Bork Elektronik GmbH была зарегистрирована в Германии и долгое время позиционировала себя как зарубежную (или на крайний случай — международную) компанию. В 2009–2010 годах претензии к компании были у российской Федеральной антимонопольной службы, которой не понравились надписи Bork Germany на упаковке отдельных товаров — они создавали впечатление, будто технику собрали в Германии, а на деле же страной её происхождения был Китай. Ассортимент Bork состоит из десятков различных устройств в 51 категории бытовой техники. При этом продукция компании позиционируется как техника премиум-класса. Цены соответствующие. У бренда можно найти блендеры от 6000 рублей, чайники от 8000 рублей, соковыжималки от 24 000 рублей, грили от 29 000 рублей, кофейные станции от 36 000 рублей, другую технику для кухни, устройства для дома, климатическую технику, а также устройства в сфере красоты и здоровья. Особый упор в компании делают на промышленный дизайн, создавая технику, которая как минимум отличается от конкурентов. Vitek Место производства: преимущественно Китай. Ключевая продукция: электрочайники. Где купить: на официальном сайте, в профильных ретейлерах, на маркетплейсах, в торговых сетях (продуктовых и с товарами для дома) и небольших магазинах в России и странах СНГ. Бренд запустила в 2000 году компания предпринимателя Андрея Деревянченко Golder Electronics (позже она же вывела на рынок бренд посуды Rondell и марку недорогой техники Maxwell). Изначально он позиционировался как австрийская торговая марка (именно в этой стране её и зарегистрировали) — такое решение бизнесмен объяснял крайне низким в то время доверием к российской технике. Сейчас бренд управляется отечественной компанией «Голдер электроникс», принадлежащей тому же Деревянченко. Название марки составили из двух латинских слов vita («жизнь») и technology («техника») — ни к какому Витьку оно отношения не имеет. Сейчас Vitek считается одним из наиболее узнаваемых брендов бытовой техники в России. В каталоге марки можно найти технику для кухни, дома и персонального ухода нижнего и среднего ценового сегмента: погружной блендер за 2690 рублей, чайник — за 2790 рублей, кофеварку — за 3290 рублей, а гриль — за 4590 рублей. Scarlett Место производства: Юго-Восточная Азия. Ключевая продукция: фены и щипцы для завивки волос. Где купить: в официальном интернет-магазине, у ретейлеров и на маркетплейсах. Этот бренд появился ещё в 1996 году. Марку зарегистрировала компания Arima Holding в Великобритании, ключевым лицом в которой был предприниматель Сергей Машуков. Иностранное название выбрали для повышения привлекательности среди россиян. Согласно расхожей версии, имя выбрали из-за большого числа ассоциаций, в том числе с главной героиней романа «Унесённые ветром» — Скарлетт О’Хара. Производство товаров Scarlett доверили китайским фабрикам, а операционной деятельностью управляют зарегистрированные и находящиеся в России компании «Арима» и «Фортуна». Сначала в ассортименте бренда были только чайники, утюги, пылесосы и фены — сейчас продукция бренда представлена более чем в 40 категориях Техника бренда отличается невысокими ценами и лаконичным (местами незамысловатым) дизайном. Купить у бренда можно, к примеру, фен за 649 рублей, щипцы для завивки волос за 799 рублей, чайник за 999 рублей, соковыжималку за 1079 рублей и многое другое. Также в портфель компании входят бренды Timberk (популярные увлажнители воздуха и дезинфекторы) и Scoole (конвекторы). Redmond Место производства: в основном Китай и страны СНГ. Ключевая продукция: мультиварки. Где купить: в сети фирменных магазинов — 90 точках в 36 городах России, у ретейлеров, в профильных интернет-магазинах и на маркетплейсах. Бренд в 2007 году запустила отечественная компания «Технополис», хотя компания позиционирует себя как международную марку. В России у Redmond есть шесть офисов, которые расположены в Санкт-Петербурге (головной), Владивостоке, Екатеринбурге, Мытищах, Новосибирске и Ростове-на-Дону, а также свои логистические и сервисные центры. Сейчас брендом управляет отечественная фирма «Инновационные решения». Активное упоминание марки в интернете компания обеспечила не только благодаря собственной продукции, но и за счёт постоянного участия в патентных спорах с конкурентами — суды и ФАС неоднократно наказывали её за нарушения в сфере авторского права. Что за споры К примеру, в 2014 году суд запретил ретейлеру Media Markt продавать соковыжималки Redmond из-за жалобы Bork — бренд пожаловался на скопированный дизайн. А в 2015 году с «Технополиса» и «Редмонд» взыскали 600 000 рублей за недобросовестную конкуренцию — бренд запатентовал товарный знак Multicook и затем попытался выдавить продукцию Polaris с рынка, запрещая компании торговать мультиварками. У Redmond обширный ассортимент — бренд предлагает покупателям технику для кухни и дома, устройства в сфере спорта и здоровья, красоты и ухода за собой. Одно из отличий от конкурентов — направление умной техники (Smart Home), которой можно управлять дистанционно через приложение. Стоимость товаров средняя: чайник можно купить за 2199 рублей, погружной блендер — за 4799 рублей, мультиварку — за 5999 рублей, гриль — за 10 799 рублей, а кофеварку — за 14 599 рублей. Kitfort Место производства: Китай. Ключевая продукция: индукционные плитки и мелкие устройства для дома. Где купить: на официальном сайте, у ретейлеров и на маркетплейсах. Этот бренд был создан в Санкт-Петербурге в 2011 году — сейчас им управляет отечественная компания «Аэро-трейд», бенефициаром которой числится Андрей Зоренко. Согласно распространённой версии, название марки произошло от английских слов kitchen («кухня») и comfort («комфорт») — создание техники для комфортной работы на кухне и было основной целью фирмы. В первую партию бренда вошли небольшие индукционные плитки. Затем ассортимент пополнился и другими устройствами для кухни и дома. В 2022 году марка продаёт свыше 1000 различных товаров, в том числе товары для кухни (в основном для приготовления еды и напитков) и дома (для очистки помещения и одежды). Компания продаёт устройства не только в России, но и в ближнем зарубежье (в том числе Казахстане, Узбекистане и Молдавии), а также в странах ЕС через Эстонию. Низкую стоимость товаров объясняют экономией на рекламе и упором на онлайн-продажи. У бренда, к примеру, можно купить чайник или блендер за 1390 рублей, индукционную плитку за 1990 рублей, а также электрогриль или вертикальный пылесос за 2990 рублей. De Luxe Место производства: Россия (Пенза). Ключевая продукция: газовые и электрические плиты. Где купить: на официальном сайте и в шоуруме в Пензе, на маркетплейсах и в торговых сетях. Бытовую технику под этим брендом производят на базе Пензенского производственного объединения ЭВТ им. Ревунова с 1994 года (сам завод появился сразу после окончания Великой Отечественной войны). В 2009 году предприятие вывело на рынок второй бренд — Electronicsdeluxe, под которым завод производит технику более высокого класса. Кому принадлежит завод сейчас, неизвестно. По данным за 2015 год, основным акционером предприятия выступала «дочка» «Ростеха»КРЭТ (Концерн «Радиоэлектронные технологии»). Сейчас на предприятии выпускают газовые, электрические, электрогазовые и комбинированные плиты, индукционные варочные панели, электроводонагреватели и встраиваемую технику для кухни (духовки, вытяжки и холодильники). Цены средние: вытяжку можно купить за 7300 рублей, водонагреватель — за 8400 рублей, газовую плиту — за 13 200 рублей, а духовой шкаф — за 16 900 рублей. «Бирюса» Место производства: Россия (Красноярск). Ключевая продукция: холодильники. Где купить: в пяти фирменных магазинах в Красноярске, Томске, Новосибирске, Иркутске и Каменске-Шахтинском, на официальном сайте и в магазинах-партнёрах. Один из популярнейших брендов на рынке бытовой техники в РФ существует ещё с 1963 года — тогда в Красноярске запустили производство одноимённых холодильников. Сейчас предприятие так и называется — Красноярский завод холодильников «Бирюса». В советские годы он постепенно наращивал производство, в 2000-х годах обновил дизайн продукции, а затем начал активно осваивать передовые технологии в своей области. Сейчас его бенефициаром считается предприниматель Павел Городов. «Бирюса» производит не только холодильники, но и стиральные и посудомоечные машины, сплит-системы кондиционирования и медицинскую технику — фармацевтические холодильные и морозильные камеры. Небольшой холодильник для дома обойдётся в 8800 рублей, а крупный и с современным дизайном — уже в 48 300 рублей. За стиральную машину бренда, в свою очередь, попросят около 27 000 рублей. Elikor (уже не совсем российский) Место производства: Россия (Калуга). Ключевая продукция: вытяжки. Где купить: в профильных торговых сетях (магазинах мебели, бытовой техники, электроники и товаров для дома) и на маркетплейсах. Компания работает в стране с 1995 года. Производство наладили в Калуге — причём фирма создаёт не только собственные кухонные вытяжки, но и аналогичную продукцию под марками известных мировых производителей. В 2017 году компания вошла в международную Franke Group со штаб-квартирой в Швейцарии и слилась с итальянским производителем вытяжек Faber. Продажи идут в России, странах СНГ, в ближнем зарубежье и Европе. В каталоге Elikor можно найти только вытяжки и воздухоочистители — другими категориями бытовой техники фирма не занимается. Цены варьируются от 5000 до 56 000 рублей. Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License

Чайник с российским паспортом. 8 отечественных брендов бытовой техники
© Секрет Фирмы