«Дом превратился в Ноев ковчег». История одного из самых знаменитых московских доходных домов
Доходный дом Якова Толстого на Арбате — изящный пример семейного проекта, вдохновленного заботливой женой. Построили его в 1906 году, чтобы удобно расселить детей. Шесть из 14 квартир заняли Толстые, а остальные сдавались внаем и позволяли всему семейству жить безбедно. Но революция поставила крест на этой семейной идиллии, и после национализации дом зажил совершенно другой жизнью, начавшейся с того, что туда переехал Дуров со зверями своего «Живого уголка». «Мослента» узнала историю одного из самых красивых зданий Арбата.
Последняя гостиница в стиле модерн
В самом центре главной пешеходной улицы Москвы, по адресу Арбат 29, находится доходный дом Якова Михайловича Толстого. Он принадлежал к старому дворянскому роду, жил в своем поместье, но после свадьбы решил переехать с женой в Москву. Для этого Яков Михайлович продал свое имение и купил в Москве усадьбу.
«Львы со временем превратились в котов». История столичного Дома со зверями
«Когда дети подросли, деятельная жена сподвигла его на месте старого особняка построить новый дом — доходный, — рассказывает москвовед Ирина Буреева. — С тем расчетом, чтобы использовать его и для собственного проживания, и для сдачи внаем».
Доходный дом Толстого построен по проекту архитектора Николая Лазарева в 1904-1906 годах в стиле модерн, мода на который уже отходила, и стал один из самых красивых на Арбате. Из-за того, что до революции в нем находилась еще и гостиница, принято считать, что это последняя гостиница Москвы, построенная в стиле модерн.
Рыбки и перестройки
«Дом имеет много признаков модерна, — объясняет Ирина Буреева. — Это и фасадная отделка в виде плитки "кабанчик" приятного бежевого оттенка, и рельефный фриз с изображением листьев каштана. Здесь симпатичные декоративные кронштейны, много лепнины, выполненной в растительных мотивах. Обращают на себя внимание маскароны — красивые женские лики, которые еще называют лорелеями. Мансардные окна оформлены красивой гирляндой из завитков лент и цветов. Частично сохранились оригинальные решетки балконов. Их рисунок изображает сплетенные тонкие ветви и очень напоминает дизайн решеток первых станций метрополитена в Париже. В доме было 14 квартир, и шесть из них занимали сами Толстые, а остальные сдавались жильцам. Нижний этаж был отведен под магазины — это было стандартным решением для доходных домов в ту эпоху. Черный ход вел за дом, где находился сад, который был хорошо спроектирован и обустроен. В нем был даже фонтан с бассейном, и на лето в него пускали золотых рыбок, которых очень любила хозяйка дома».
В 1913 году дом перестроили — добавили шестой этаж, потому что нужны были дополнительные площади — квартиры на Арбате удачно сдавались.
Эта перестройка немного исказила оригинальный облик здания. Его переделывали и в советские годы, но в целом дом очень хорошо сохранился. Если посмотреть на дореволюционные фотографии, его легко на них узнать.
Знаменитые жильцы
После революции дом национализировали, но какое-то время там по-прежнему можно было снимать квартиры.
«С доходным домом Якова Михайловича Толстого связана одна интересная история, - говорит Ирина Буреева. - В хаосе и неразберихе революции 1917 года в этом доме оказался дрессировщик и артист Владимир Дуров. Его приняли за буржуя и выселили из созданного им «Уголка» на Старой Божедмоке (сейчас это улица Дурова). Так что он снял в доходном доме Толстого подвал и квартиру номер 1, куда заселился с семьей. В подвал он поместил животных: собак, лис, волков, змей и даже медведей. Так что дом на время превратился в настоящий ноев ковчег. Крысы и собаки свободно бегали по дому, а медведя дети выгуливали в саду».
В 1919 годя по распоряжению Ленина Дурову позволили вернуться в свое здание театра, и вскоре из частного он превратился в государственный. А освобожденные подвальные помещения очистили после животных и переделали в комнаты, куда заселили людей. В этом не было ничего удивительного, ведь дом «уплотнили», как и многие другие доходные дома Москвы.
В советский период самым прославленным жильцом доходного дома Якова Толстого был оперный певец, солист и режиссер Большого театра Владимир Лосский.
Знаменитостей селятся здесь и сегодня — в основном снимают квартиры. «До пандемии в доме жили медийные личности, но сейчас их что-то не видно, — рассказывает Антон Ермилов, который переехал в доходный дом Якова Толстого два года назад. — Актриса Настасья Сумбурская какие-то новогодние ролики тут снимала. У нас жил Рустам Солнцев с проекта «Дом-2», с интересными собачками гулял. А когда начались все эти дела с Украиной, куда-то уехал».
Пустота, тишина и спокойствие
По словам, жильцов ощущения от этого дома во многом похожи на питерские: здесь красивый, просторный подъезд, в котором сохранилась лепнина и метлахская плитка. Соседи доброжелательно общаются — их тут совсем немного, все при встрече здороваются. Атмосфера совсем не такая, как в многоквартирном доме, где жильцы обычно друг друга не знают.
«Жить в яйце не очень удобно». Почему знаменитый московский дом стоит пустым уже 20 лет
«Квартир в доме всего 15, и во многих никто не живет, - объясняет Антон Ермилов. — Не знаю почему, предполагаю, что на большую часть года люди уезжаютне в России, а когда приезжают, останавливаются здесь».
Можно было бы подумать, что оживленная уличная жизнь Арбата доставляет жильцам дома немало проблем, но это не так.
«Местный отдел полиции следит за соблюдением норм, и в 11 часов все эти шумные гуляния прекращаются, — рассказывает Антон. — То есть, нет такого, чтобы кто-то под окнами в час ночи играл музыку и горланил песни. Так что благодаря полиции все хорошо. Мне здесь комфортно. Это же весело, — если днем или вечером выйти на променад, на прогулку, всегда можно задержаться, постоять, послушать музыку, стихи. В спальных районах нет такого».
Жизнь, как привилегия
Нравится жильцам и то, что все квартиры в доме просторные — от 100 квадратных метров, и с высокими потолками.
«Дом старинный, соседей ни сверху ни снизу не слышно, шумоизоляция хорошая, — объясняет Ермилов. - Стены метровые, наверное, если судить по подоконникам. Зимой не холодно, летом не жарко — хороший дом, добротный. Парковка во дворе, мест на всех хватает, битв за них нет. У меня, например, и нет машины — она мне и не нужна. По центру проще передвигаться пешком либо на общественном транспорте. Если что, такси можно вызвать».
Жильцам нравится и развитая инфраструктура Арбата, обилие кафе и ресторанов, магазинов и банков на первых этажах.
Конечно, снимать квартиру здесь недешево: трехкомнатные сдаются за 200 тысяч рублей, а пятикомнатные — за 250тысяч . Однако в доме есть хостел, в котором цены начинаются от 1000 рублей за ночь. Так что при желании переночевать в номере с видом на Арбат может, в принципе, каждый.
«Конечно, это ощущается как привилегия — жить в центре, — говорит Антон Ермилов. — Тут Красная площадь недалеко, Новый Арбат. Едешь к друзьям в гости в спальный район — там все поунылее, конечно, дома одинаковые. А по центру идешь, и каждый дом — штучный. Любуешься архитектурой, украшениями фасадов, таблички рассматриваешь, читаешь, кто в каком доме жил. В Москве все привыкли гулять в парках, а здесь выходишь из дома, и ты уже на прогулке. Пешочком можно дойти до Маросейки, до Китай-города. Шагаешь наобум: там переулок симпатичный, там арка интересная, там дом красивый — интересно. С тех пор, как переехал в центр, гулять я стал гораздо больше».
Фасады и ремонты
В данный момент в доме идет капитальный ремонт, после которого здание не только похорошеет внешне, но и станет гораздо более удобным для жильцов.
«В этом году мы приступили к реставрации дома 29 на Арбате, и уже в сентябре планируем завершить все необходимые работы, — рассказал «Мосленте» заместитель начальника технического надзора Фонда капитального ремонта Москвы Даниил Лосин. — Будут заменены все инженерные системы, магистрали, стояки, системы горячего и холодного водоснабжения, канализация, электрика».
«Первый советский тучерез». Непарадная история одного из самых знаменитых московских домов
В плане работ — ремонт и реставрация всех фасадов здания: как основного, выходящего на Арбат, так и боковых, и дворовых. Отремонтируют и два черновых подъезда, выходящие во двор.
«В парадном подъезде работы проводиться не будут, однако пройдет реставрация его входных дверей, — объясняет Даниил Лосин. — Будут проводиться работы по ремонту межэтажных и венчающего карнизов, цокольной части, плоских поверхностей фасада. А также непосредственно самого лепного декора парадного подъезда, выходящего на улицу Арбат. Отреставрируют и кованные элементы балконов. С туры работы проводить невозможно, поэтому сейчас леса установлены на парадном фасаде, чтобы полноценно вести расчистку и подготовительные работы для дальнейшей декомпановки и покраски рустованной части, плоской штукатурки, расчистки кирпичной части, балконных плит и их ограждений».
В подъезде и на лестничных площадках дома деревянные двери и окна заменят по реставрационным нормативам, с воссозданием их аналогичного материала, так как натурное обследование показало, что они уже утратили свою самонесущую способность.
«Реставрация — это не замена старого на новое, — говорит Даниил Лосин. — Это замена первоначального вида путем воссоздания утраченных элементов. Здесь ведется работа с контролем не только технадзора Фонда капитального ремонта, но и Фонда культурного наследия. Они следят за качеством работ, проведенных на объекте и дают замечания по части их непосредственного проведения. В советские годы дом не видел глобального ремонта с заменой коммуникаций. Теперь мы разом поменяем все инженерные сети на современные, с необходимыми техническими параметрами и мощностями».
Метры и деньги
Цены за квартиры в доме заоблачные, квадратный метр жилья стоит не более 700 тысяч рублей. Например, 140-метровая трехкомнатная квартира на четвертом этаже сейчас выставляется на ЦИАН за 95-99 миллионов рублей. Разброс цен связан с тем, что ее предлагают разные агентства.
«Это практически панелька». Удивительная история московского Ажурного дома и его жильцов
Можно было бы предположить, что после капитального ремонта цены на жилье в доме должны будут ощутимо вырасти, но так ли это?
«Все всегда боятся старых коммуникаций, — объясняет риэлтор Евгений Коноплев. — Старая электрика пожароопасна — это вылетающие пробки и искры. А старые трубы, как отопления, так и водоснабжения — это риск залить соседей, собственный ремонт, и попасть на большие деньги. Поэтому, когда в доме заменены коммуникации, покупатели смотрят на такие объекты охотнее. Не сказать, что происходит кардинальный рост цены, но на несколько процентов она поднимается. Для сравнения отмечу, что даже хороший вид из окна может повысить цену более существенно. Вот если бы проводилась реконструкция с отселением и заменой перекрытий на железобетонные, то это дало бы капитальный прирост в цене. Однако перекрытия в доме заменяться не будут. А значит и цены на квартиры здесь вырастут совсем незначительно».