Войти в почту

Дом особого значения: как реставраторы воскрешают советскую классику

Старинные дома в Москве для большинства горожан интересны прежде всего с эстетической точки зрения, ведь многие из них являются памятниками истории и символами той или иной эпохи. Однако для некоторых москвичей дома-объекты культурного наследия – это в первую очередь место жительства. Уход и ремонт таких строений требует порой чуть ли не ювелирной работы. Корреспондент РИА Недвижимость посетил один из знаменитых "сталинских домов", чтобы взглянуть как реставраторы восстанавливают прежний вид советской архитектуры.

Солидный "долгострой"

Большое здание на Смоленской площади под номером 13/21 знают многие жители Москвы, так как в нем с торца расположен вход в метро "Смоленская". Впрочем, дом известен не только этим.

Для начала небольшая справка. Его строительство, в том числе из-за войны, растянулось более чем на 10 лет, начавшись в 1939 году и завершившись в 1951. Проектировал дом известный российский и советский архитектор Иван Жолтовский. Примечательно, что возведение дома, предназначенного для сотрудников МВД, шло одновременно со строительством дома хозяйственного управления Совета Министров СССР на Ленинском проспекте, 11, который также проектировал Жолтовский.

Эти здания во многом схожи по конструкции: восьмиэтажный протяженный жилой корпус с главным фасадом, лишенным балконов и увенчанным сильно выступающим массивным карнизом. Однако у здания на Смоленской площади есть свои изюминки, например, в центре фасада, обращенного на Садовое кольцо, расположена проездная арка. Отличительной особенностью дома является и башня, которая по первоначальному проекту не играла такой важной композиционной роли и незначительно возвышалась над крышей основного объема. После войны было решено внести правки в проект – так добавился штиль, что вполне укладывалось в эстетику "сталинского ампира".

Итальянские мотивы

Этот дом является одной из "жемчужин" архитектора Жолтовского, поясняет замначальника отдела технадзора управления объектов культурного наследия ФКР Даниил Лосин.

"Здесь были выполнены работы по декоративному оформлению в стиле "сталинский ампир" с советской символикой – звезды, серпы, гербы. Но, конечно же, Жолтовский, как последователь итальянских архитекторов, выполнил работу в стиле итальянских палаццо. И дом частично напоминает итальянскую архитектуру с большим выносом венчающего карниза, с симметрией относительно главного фасада и лепным декором, подчеркивающим итальянские веяния в архитектуре", – рассказывает Лосин.

Непосредственно к реставрации специалисты приступили в этом году. Но ремонтные работы в доме начались минувшей осенью с замены всех инженерных систем, которые уже пришли в негодность.

Объем работ достаточно большой, в том числе потому что многое нужно делать вручную. Например, сейчас реставраторы занимаются расчисткой дверных порталов в парадные входы дома, чтобы потом уже восстановить их прежний вид. В целом, вход в таком доме отчасти напоминает музей.

"Изначально парадные холлы были расписаны живописью, здесь также располагались фальшкамины с лепным декором и орнаментом. А у всех входных групп есть декорированные наличники. Наливные полы сделаны с примесью гранитной крошки в виде мозаики и с орнаментом", – описывает элементы убранства Лосин.

Все это будет воспроизведено и восстановлено в первоначальном виде. И по возможности из тех же материалов, что применялись при строительстве здания, а также с применением тех же технологий. Разница в том, что с внедрением новых составов материалов и инструментов этот процесс ускорится, соответственно, время проведения работ значительно сокращается.

"Вот, например, сейчас реставратор вручную докомпановывает и протягивает наличник дверного портала. Как эта технология применялась десятки и сотни лет назад, так и не меняется. Делается шаблон и протягивается определенным составом. Просто сейчас он более долговечный, а не из хрупких гипса или извести. Современные составы более стойки к внешним условиям. Если продолжать тему аутентичности, то плитка на лестнице, которая появилась в постсоветский период, будет заменена на плитку, которая максимально соответствует историческому облику", – объясняет принцип работы представитель ФКР.

Путь к истокам

Работа над каждой деталью при воссоздании первозданного вида сопровождается большой подготовительной работой по сбору эскизов, документов и иных материалов, которые позволяют составить полную картину дома. В случае с этим зданием было немного легче, отмечает Лосин.

"Учитывая, что Жолтовский достаточно именитый на весь мир архитектор, да и в Москве немало построил, изначально было много необходимых материалов, плюс научные и исторические исследования помогли в реализации подлинных решений", – указывает он.

Например, входные внутренние двери полностью воссоздали взамен старых металлических по найденным рисункам. Прежний вид обретут деревянные окна и внешние подъездные двери. Параллельно с этим специалисты установили изначальный цвет стен, для этого пришлось снять 4-5 слоев краски.

"Капитального ремонта с реставрацией этот дом до нашего прихода никогда не видел", – констатирует Лосин.

В реставрационных работах нет места импровизации, а каждый маневр подкреплен не только точными знаниями, но и чередой согласования, а также с привлечением настоящих профессионалов.

Изначально проектная документация реставрации разрабатывается лицензированными организациями, ее согласовывают в департаменте культурного наследия Москвы, который и дает заключение. При положительном исходе и отсутствии замечаний, проект согласовывается и поступает в работу ФКР. Только после этого проводится конкурс на определение подрядчика по проведению самих работ. Исполнитель должен иметь лицензию Минкульта РФ, а его сотрудники аттестованы для проведения определенного вида реставрационных работ.

В капремонте домов-памятников задействованы специалисты, которые имеют профессиональное образование с точки зрения реставрации, это не обычные маляры и штукатуры.

"В дворовой зоне работ значительно меньше. Все помпезные детали архитектор реализовал на фасаде здания. И тут самый трудоемкий процесс – работы с лепным декором. Его расчищают и воссоздают заново. Порой надо снимать много слоев, чтобы потом докомпоновать. Все это находим по эскизам и делаем вручную", – заключает Лосин.

Несмотря на огромный объем работ, завершить реставрацию планируется в октябре.