Наследие иркутского зодчего

Иркутск известен своим деревянным домостроением, но огромный вклад в его облик также внес архитектор Владимир Павлов, который творил в стиле необрутализма (одно из течений послевоенного модернизма) в 60-80 годах XX века. Сегодня в память о Павлове на одном из «его» зданий в городе - на жилом доме Восточно-Сибирской железной дороги открыли мемориальную доску. Родился Владимир Павлов в Москве, учился в Ленинграде, но именно в Иркутске он наиболее состоялся как архитектор: председательствовал в правлении Иркутской организации Союза архитекторов СССР, стал одним из основоположников направления «иркутской школы», одним из основателей специальности «Архитектура» в местном Политехе. Спроектированные Павловым дома по сей день называют «павловскими». Тем более, что несмотря на свою «прямолинейность» и грубые фактуры они очевидно выделяются на фоне образцов массового жилищного строительства того периода, выходят за «рамки существовавшего хозяйственного механизма», по выражению самого архитектора. Именно стараниями Павлова, на тот момент главного архитектора Иркутска Владимира Буха и их единомышленников серийной застройки в центре Иркутска так и не случилось. Хотя новаторские идеи Павлова и их монументальные воплощения приходились и приходятся по душе далеко не всем иркутчанам. Например, известный писатель и общественный деятель Валентин Распутин настаивал, что Иркутск должен максимально сохраняться в дереве. Уже позже, когда те самые деревянные дома по всему городу начали погибать в пожарах, Распутин пожалел о своем мнении, а также о той роли, которую, возможно, сыграл в карьере Павлова. Не получив достаточной поддержки в творческой среде, в 80-е архитектор все-таки покинул город. Но успел оставить немалое наследие. Тот самый дом Восточно-Сибирской железной дороги, который теперь украшает мемориальная доска в память о Павлове, скончавшемся в 2010 году, расположен на углу улицы Российской и бульвара Гагарина. Он образует единый сложный ансамбль с жилым домом «Главвостоксибстроя» на пересечении Российской улицы и улицы 5-й Армии. Ансамбль этот «иллюстрирует собой движение архитектурной мысли Павлова от сложного к более сложному». Разноэтажные здания без внешних углов, столь нелюбимых зодчим, с нестандартными геометрическими кровлями стоят «на ногах», нависая над тротуарами и создавая ощущение динамики. Верхний блок дома железнодорожников венчает резервуар для повышения давления в водопроводных сетях, что добавляет зданию высоты и брутализма. Именно в этом доме впервые в Иркутске была построена подземная парковка. Даже в Москве тогда это было в новинку. Отличительной чертой другого творения Павлова – дома-корабля, помимо опять же довольно брутального вида и специфической планировки, стало общественное пространство внутри здания, которое можно было эксплуатировать круглогодично независимо от погоды. В своей время эта идея была признана практически революционной. В доме выстроили своего рода внутреннюю «улицу» – галерею в 3-4 м шириной, где жильцы могли встречаться и общаться, в том числе дети катались на самокатах и трехколесных велосипедах. Эдакое переосмысление бесконечных коридоров в советских коммуналках, где также с утра до ночи кипела общественная жизнь. Еще одно новаторство – на последнем этаже «корабля» квартиры сделали двухуровневыми, а на первом – для каждой обустроили собственный дворик. Такое «свое» в советское время рассматривалось как нечто действительно смелое и неформатное. Сейчас эти «дворики», правда, активно замуровывают, используя образовавшие помещения как склады и гаражи. 1s.jpg 2s.jpgВсего в Иркутске около восьмидесяти авторских зданий Павлова. Это и детские сады, и школы, и целые микрорайоны. Вычислительный центр Госбанка, Диковинный дом на улице Багратиона с крышкой в виде горки, здание «Иркутскгражданпроекта», Дом культуры Профсоюзов, при создании которого Павлов схитрил и добавил авторского «Я» в типовой проект, объяснив, что правки нужны с учетом местной сейсмики, Центр научно-технической информации и многие, многие другие. Несмотря на то, что наследие Павлова воспринимается неоднозначно, современные архитекторы призывают относиться к соседству деревянного зодчества и советских новаторских построек как к естественному положению вещей, отражающему непростую историю Иркутска, где представлены разные эпохи и стили. Причем коллеги признают важность и масштабность новаторских идей архитектора и в части функциональности зданий, и в части планировок. Творчество Павлова высоко оценено и на международном уровне. Его считают одним из самых заметных новаторов-«шестидесятников» советской архитектуры. Специальным решением Международного союза архитекторов на Всемирной триеннале Павлов был включен в число 50-ти выдающихся архитекторов мира. Его современные коллеги, в том числе ученики, называют архитектора основоположником иркутского ренессанса и настаивают, что «павловские» дома – это местное культурное наследие. Официального статуса «ОКН», правда, за редким исключением, творения Павлова так и не получили. Фото: Wikimapia

Наследие иркутского зодчего
© Главгосэкспертиза России