Войти в почту

«Вы нас открыто за людей не считаете?!»: депутаты и бизнесмены оценили распродажу IKEA и ее уход из России

Шведско-нидерландский производитель мебели и товаров для дома IKEA 3 марта объявил о закрытии всех своих магазинов на территории России из-за спецоперации на Украине. В конце июня стало известно, что прежде чем окончательно уйти с отечественного рынка, компания решила устроить распродажу. С 27 июня товары смогут купить ее сотрудники, а с 1 июля они станут доступны всем остальным. Daily Storm выяснил, как к распродаже относятся депутаты Госдумы и малый бизнес.

«Вы нас открыто за людей не считаете?!»: депутаты и бизнесмены оценили распродажу IKEA и ее уход из России
© Daily Storm

Власть

«Спустя некоторое время люди забудут об этой компании»

Распродажа товара перед окончательным закрытием всех своих магазинов — не что иное, как желание заработать, считает первый зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Козловский.

«Зарубежные компании, которые приняли решение уйти с российского рынка, ведут себя как обычные коммерсанты. Объявляют о распродаже продукции, которая осталась у них на складах или в торговом зале, поэтому IKEA здесь не исключение. Компания просто преследует обычные коммерческие интересы, монетизируя свою оборотку, которая частично находится в готовой продукции», — говорит парламентарий.

Объявление о распродаже, по мнению Козловского, не является маркетинговым ходом, для именитой фирмы это не требуется. IKEA занимает одну из ведущих позиций на российском рынке, а ее продукция всегда пользовалась у граждан определенным успехом.

Концепция, заложенная в основе бизнеса компании, стала привычной для современного покупателя. Именно поэтому даже после официально закрытия магазина вокруг бренда сохранялся ажиотаж. При этом услугами IKEA, отмечает Козловский, пользовались не все россияне — торговые точки находились в основном в крупных городах.

«Так что многие регионы и не знают о существовании данной торговой сети. В целом же, вполне логично и понятно, что спустя некоторое время люди забудут об этой компании, а на ее место придут другие компании, которые также будут пользоваться успехом», — заключил депутат.

«Ухода не заметим»

Заместитель главы комитета Госдумы по промышленности и торговле Геннадий Скляр уверен, что отечественные производители мебели и товаров для дома восполнят уход «Икеи». Особенно незаметен он будет для жителей небольших регионов.

«Наша промышленность, в том числе мебельная, набрала необходимый опыт, знания и квалификацию для того, чтобы мы уход IKEA по большому счету не заметили, — утверждает Скляр. — Думаю, многие из наших европейских партнеров, которые сегодня принимают решение об уходе, завтра об этом пожалеют».

Желание россиян «забежать в ходящий поезд» депутат связывает с неожиданностью ситуации. Покупатели не были готовы к закрытию магазинов полюбившейся компании и решили напоследок приобрести ее товары.

«Пройдет немного времени — и ажиотаж стихнет. Будем спокойно и с удовольствием покупать продукт наших производителей», — добавил парламентарий.

Решение устроить распродажу — обычная процедура выхода с рынка, указывает Скляр. Он не исключил, что IKEA может повторить судьбу «Макдоналдса». «Вполне возможно», — добавил депутат.

«Политические страсти улягутся, и компания вернется»

Глава комитета Владимир Гутенев более позитивно оценивает прекращение работы IKEA в России. По его мнению, компания просто вынуждена была уйти из страны из-за политического давления. По собственному желанию ни один бизнес не оставит такой большой рынок.

Распродажу продукции в данном случае депутат считает правильным ходом. Во-первых, это грамотное бизнес-решение, а во-вторых, хороший маркетинговый ход, который позволяет правильно уйти с рынка, подчеркнул Гутенев.

«Чем быстрее они [IKEA] свернут производство, тем меньше у них будет издержек. С одной стороны, я думаю, они оставят приятное послевкусие для клиентов, которые смогут приобрести весьма и весьма неплохие товары за умеренную цену. С другой стороны, не растянут процесс и сократят издержки».

Гутенев допустил, что производитель мебели уходит с отечественного рынка не навсегда. И те бонусы, которые сейчас получат как сотрудники, так и российские граждане, оставят у них положительные эмоции. Это в будущем позволит IKEA комфортно вернуть свой бизнес в Россию.

«Я более чем уверен, что такая крупная и уважаемая компания после того, как политические страсти улягутся, наши оппоненты поймут бесперспективность давления на Россию и политическая и экономическая напряженность спадет, она вернется на российский рынок», — заверил парламентарий.

Бурного ажиотажа на фоне объявленной распродажи Гутенев не видит. Он выразил мнение, что это шанс для российских граждан — купить желанный товар по боле выгодным ценам.

«Дай бог, чтобы все, кто планировал покупки, смогли сделать это вовремя и сэкономить необходимые для семьи деньги, которые смогут использовать для каких-то других целей!», — резюмировал Гутенев.

Бизнес

«IKEA нанесла вред своей репутации»

Противоположную точку зрения приводит другой собеседник Daily Storm — глава региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. Она раскритиковала решение IKEA прекратить работу в стране. На ее взгляд, бизнес должен быть вне политики.

«В этом есть какой-то запах подлости. Потому что если человек начинает заниматься бизнесом, а это довольно-таки крупная компания со своей репутацией, то он тем самым [уходя с рынка] наносит своей репутации очень большой вред, это деньги!» — заявила Гришина.

Многие площадки в стране, отмечает она, были построены специально для IKEA. Поэтому со стороны компании некрасивым было решением уйти из России. Несмотря на огромную прибыль компании, ее репутация будет испорчена, подчеркнула Гришина.

«Понятно, что я не бизнесмен, я представитель общественной организации. Но если бы ко мне на каком-нибудь торжестве подошел владелец «Икеи», я бы ему руки не подала. Не из-за политики, а как предприниматель», — призналась она.

Распродажу после приостановки работы IKEA Гришина считает неуместной. Такой ход компании она считает унизительным по отношению к россиянам.

«Я не понимаю желание людей, этот азарт бежать покупать эти дрова. Не в это время. В принципе это распродажа дров. <…> Я когда прочитала про эту распродажу, мне стало противно. Знаете почему? Такое отношение к русским, как раньше, в Советском Союзе, когда жвачка была редкостью. То же самое. Ты уходишь, устраиваешь какую-то распродажу, а потом, что останется — всем остальным. Вы нас открыто за людей не считаете?!» — выразила негодование Гришина.

Свято место пусто не бывает

До 24 февраля практически все ниши были заняты иностранными предпринимателями, рассказала глава «Содействия малому бизнесу». Крупные компании «душили» малый и средний бизнес, не давая ему вырваться на лидирующие позиции. Сейчас, когда рынок стал свободен, предприятия просто не знают, как его занять. Россияне не станут жить хуже после ухода IKEA из страны, уверена собеседница.

«Займет ли ее место какой-то китайский, индийский, или, что, конечно, более приемлемо, белорусский бренд этого типа. Думаю, от этого люди не станут спать на полу, если исчезнут икеевские кровати и шкафы, и не будут возвращаться, как нам обещают, в Средневековье, вешать на стенку на гвоздик одежду свою. Все со временем нормализуется», — уверяет Гришина.

Гришина, как и Скляр, допустила, что IKEA может повторить судьбу российского «мака». Желающие создать русскую «Икею» есть, однако для реализации этой идеи нужна заинтересованность со стороны правительства.

]]>