Там в переулочках, где Чистые пруды: улица Жуковского и ее обитатели

Улица Жуковского – это типичный «тихий центр» на второй линии Чистопрудного бульвара. Отталкиваясь одним концом от Большого Харитоньевского переулка, она всего через 380 метров упирается в улицу Макаренко.

Там в переулочках, где Чистые пруды: улица Жуковского и ее обитатели
© Мир квартир

«В девичестве» звалась Кривым, потом Мыльниковым переулком. Имя основателя отечественной гидро- и аэродинамики и гордое звание улицы переулок получил в 1936 году.

Огородная благородная

Кривой переулок возник на землях Огородной слободы, известной как минимум с конца XVI века. Слобода располагалась к северо-востоку от границ Земляного города, сегодня это территория между Мясницкой и Покровкой от Бульварного до Садового кольца. На плодородных землях за Погаными прудами, отведенных под дворцовые огороды, выращивали овощи и фрукты для царского стола. В местных теплицах зрели не только банальные репа и капуста, но и дыни с арбузами, и прочие диковинные плоды.

Когда Петр I начал использовать Мясницкую в качестве парадной дороги, Огородная быстро превратилась в «Золотую милю» XVII века – здесь стала строиться элита того времени. А к концу века XIX, когда в Москве наметился существенный прирост населения, особняки и усадьбы начали уступать место новомодным доходным домам. В это время в первопрестольную хлынули рабочие и служащие, начал складывался новый класс состоятельной городской интеллигенции, нуждающейся в качественном жилье. Как раз появилась и свободная земля, которую распродавало нищающее после отмены крепостного права дворянство. А кроме того, здесь сосредоточились требующие вложений свободные капиталы. 

Уровень и класс доходного дома определял заказчик, а все остальное становилось задачей архитектора. Он разрабатывал оформление фасада, внутреннюю отделку, количество и размер квартир, инженерную начинку (электричество, водопровод, канализация, лифт, телефон и т.д.). На известных архитекторов работала целая бригада профессиональных помощников и проверенная в деле строительная артель. Огородную слободу застраивали лучшие зодчие Москвы: Роман Клейн, Иван Кондратенко, Густав Гельрих, Семен Эйбушиц...

По счастью, социалистическое, а затем и капиталистическое строительство относительно пощадило эти места. На улице Жуковского, например, сплошь застроенной доходными домами, практически отсутствуют «вставные зубы» эпохи социализма, хотя и не обошлось без пары-тройки «имплантов» новейшнего времени.

Маленькая Одесса на Мыльников-стрит

В самом начале улицы Жуковского расположен дом, рассказывая о котором, сложно удержаться от обширного цитирования.

«Если вы приедете в Москву, можете посетить бывший Мыльников переулок, дом четыре. Мою комнату легко заметить с улицы; на ее окнах имеется веерообразная белая железная решетка, напоминающая лучи восходящего из-за угла солнца», – так вспоминает Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» свой первый московский адрес.

Он поселился на первом этаже бывшего доходного дома Соловьевой, построенного архитектором П. Ушаковым, в 1922 году. Вскоре к нему присоединился друг Юрий Олеша, затем младший брат Евгений Катаев, уже в Москве взявший псевдоним Петров, затем Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Лев Славин, Осип Шор (предполагаемый прототип Остапа Бендера)… «…Следом за мною через мою комнату прошли почти все мои друзья, ринувшиеся с юга, едва только кончилась гражданская война, на завоевание Москвы», – напишет Катаев.

Мыльников переулок («или, если вам угодно, виа Мыльников, рю Мыльников или же Мыльников-стрит») обживали не только писатели-одесситы, входившие в группу «Коллектив поэтов». Сюда нередко захаживали Пастернак, Булгаков, Маяковский, однажды задержался Хлебников:

«Теперь трудно поверить, но в моей комнате вместе со мной в течение нескольких дней на диване ночевал великий поэт будетлянин, председатель земного шара. Здесь он, голодный и лохматый, с лицом немолодого уездного землемера или ветеринара, беспорядочно читал свои странные стихи… вытаскивая их из наволочки, которую всюду носил с собой».

Здесь, в Мыльниковом переулке, молоко «пили из большой китайской вазы, так как другой посуды в этой бывшей барской квартире не было». Здесь Олеша углядел в окне дома напротив девочку с книгой (будущую невесту, решил он) и романтично посвятил ей «Три толстяка»… А девочка выросла и вышла замуж за Петрова. Здесь впервые прозвучала «Зависть» и родилась идея романа «Двенадцать стульев». Здесь любимым развлечением было доводить до обморока прохожих, выпихивая из окна куклу, практически неотличимую от годовалого ребенка. И здесь же Илья Ильф написал в родную Одессу: «Кидайте Козловскую улицу, на которой Вы живете, ибо нет смысла на ней жить, если есть Чистые пруды».

Сегодня в доме №4 свободных помещений нет, но можно присмотреть жилье напротив. На третьем этаже дома №5 продается трехкомнатная квартира за 38,8 млн рублей. Общая площадь составляет 73 кв. м, окна выходят на улицу и во двор. Требуется ремонт.

Удивительная судьба Ивана Кондратенко 

Здания под номерами 9 и 11 на улице Жуковского принадлежат авторству замечательного московского архитектора Ивана Кондратенко. Доходный дом №9 купчихи Быковой имеет статус объекта культурного наследия. Здесь полностью сохранился интерьер парадного входа и лестница с кованым ограждением. Дом №11, ранняя работа Кондратенко, известен в народе как «дом с дракончиками» – благодаря флагодержателям в форме драконов.

Иван Гаврилович Кондратенко, один из наиболее востребованных архитекторов конца XIX – начала XX века, занимался проектированием и строительством многоэтажных жилых домов. Он родился в простой крестьянской семье, но благодаря стараниям соседского помещика, который сумел распознать в мальчике талант, был отправлен учиться в Москву, где закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Затем последовала учеба в петербуржской Академии художеств, золотые и серебряные медали за успехи, звание классного художника архитектуры 1-й степени, начало карьеры, первые заказчики и… травма глаз вследствие несчастного случая на стройке.

Кондратенко начал слепнуть, но работать тем не менее не прекратил. Да и заказчики его не бросили. Он воплощал свои идеи наощупь, создавая здания из глины и передавая основную идею в макете, который видел только внутренним зрением. Архитектор умел создать настроение и вызвать определенные ассоциации с помощью нескольких характерных элементов. А дорабатывал детали и переводил задуманное в чертежи его младший коллега и соавтор Семен Дорошенко.

Иван Кондратенко построил в Москве более 50 зданий. Он умер в 1916 году, перед революцией. Не исключено, что смерть избавила его от горькой судьбы художника, которого советская власть спихнула на обочину жизни, как например гениального Шехтеля, закончившего дни в нищете и забвении.

Сегодня в «доме с дракончиками» можно купить уникальную квартиру с действующим камином. Жилье площадью 127,8 кв. м расположено на втором этаже. Помимо кухни 13,2 кв. м имеются три спальни, гардеробная и каминная. Планировка меняется по желанию из-за отсутствия капитальных стен. Стоимость предложения – 45 млн рублей.

Дом с палисадником

Заслуженный профессор Московского университета, заслуженный профессор Императорского Московского технического училища, член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук Николай Егорович Жуковский в 1886 году снимал квартиру в Огородной слободе в Гусятниковом переулке. Однажды он пошел на Покровку через Мыльников и обратил внимание на небольшой двухэтажный дом с «завитым плющом забором». Перед домом «был палисадник, кусты сирени… под большим тополем скамейка». А на заборе висело объявление о сдаче квартиры «о шести комнатах с ванной»… Так отец отечественной аэродинамики нашел квартиру в доме №8, в которой прожил до конца жизни. Здесь его навещали ученики и коллеги. И здесь же в 1918 году состоялось совещание, положившее начало Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ).

Купить квартиру в доме Жуковского сегодня не удастся, но можно поселиться по соседству. Дом №6 современный, однако неплохо вписался в застройку. Это малоэтажный элитный жилой комплекс с высокими потолками и подземным паркингом. Площадь выставленной на продажу квартиры составляет 320 «квадратов», только кухня-гостиная с камином занимают 100 кв. м. Кроме этого помещения предусмотрены пять спален, три больших санузла, постирочная, три гардеробных комнаты, две кладовые и два застекленных балкона. Стоимость недвижимости – 220 млн рублей.

Дороги, промзоны, жилые массивы: прошлое, настоящее и будущее Нижегородского района

Разошлись по классам: почему девелоперы не хотят стандартизировать типы жилья на государственном уровне

Почему квартиры на вторичном рынке Москвы будут падать в цене

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости