В "Нулевой комнате" открылась выставка "Забвение: крови" А. Вейса
А. Вейс (творческий псевдоним самарского художника Антона Вейса) исследует взаимоотношения членов своей семьи в разных поколениях. Выставка построена на воспоминаниях, травматическом опыте и поиске идентичности. Один из основных экспонатов - выполненное из нитей и фотографий генеалогическое древо. Нити не только связывают прошлое с настоящим, живых и мертвых родственников художника, но и имеют прямую смысловую нагрузку. Многие близкие Вейса занимались вязанием, плетением ковров и кружевных элементов декора. В семье автора особое место занимали оккультные практики, симбиоз магии и религии. Прабабушка по линии отца была колдуньей. Ее сын (дед художника) женился на христианке. Объект "Фигуры бабки и прабабки" соединяет в себе церковные свечи и восковую фигуру. В экспозиции также много амулетов и ритуальных кукол. Например, кофта, из которой "выпадают" вылепленные из воска фигурки детей, и сшитые из черных и серых тканей куклы младенцев - метафора к мертворождению и абортам. Этой же проблеме посвящена абстрактная картина "Семейный портрет всех живых, нерожденных и мертвых". Еще в зале есть тумба с работой, в которой зашифровано название проекта - "Забвение: крови". Художник разрезал на тонкие полоски две фотографии разных поколений из семейного архива и сплел их между собой, подобно тканому полотну. В центре этой совмещенной фотографии установлена колба с кровью. Интерпретировать этот объект можно и как кровную связь в семье, и как отсылку к оккультизму. Автор проекта затрагивает сложную тему отрешенности от семьи. Ни в одном объекте выставки нет совместного изображения художника с родственниками. Зато есть фотоальбом с серией автопортретов и картина-автопортрет "Рождение чудовища". Тем не менее чувствуется сильная привязанность А. Вейса к семье. Например, прабабушке по линии матери он посвятил несколько связанных между собой работ. "День, когда комната прабабушки стала гостиной" перекликается с инсталляцией напротив - кресло и стол словно имитируют изображенную на картине комнату. Трогательный зин "Галя" рассказывает историю взаимоотношений художника с прабабушкой. В звуковом сопровождении можно услышать теплые воспоминания Вейса о детстве. - На мой взгляд, в проекте "Забвение: крови" лучше всего раскрываются проблемы отсоединения человека от семьи и родственной любви, - говорит комьюнити-менеджер "Нулевой комнаты" Мария Максимова. - Я бы назвала это сложными, но крепкими семейными отношениями. Например, объект с тканью, на которую вшиты фотографии родственников художника. Семья время от времени приносит боль, иногда даже хочется вычеркнуть себя из этой "семейной канвы". Поэтому полотно порвано, в нем есть дыры, как будто прожженные ссорами. Но фотографии остаются нетронутыми. Связь с предками важна для любого человека, ее нужно беречь, несмотря на все сложности. Посетить выставку можно до 17 июля.