Антон Винер: «Российский креатив найдет место в мировом культурном контексте»

Несмотря на отмену русской культуры на Западе, со временем российский креативный продукт вернется на мировой рынок — в этом уверен Антон Винер, владелец и основатель Группы «Родина», девелопер культурно-образовательного кластера Russian Design District. В своем выступлении на Российской креативной неделе он рассказал, стоит ли опасаться культурной блокады и как создать новый продукт, который поможет вернуться России в мировой контекст.

Антон Винер: «Российский креатив найдет место в мировом культурном контексте»
© Мир квартир
Фото: «Родина»

В рамках фест-форума «Российская креативная неделя» прошла панельная дискуссия на тему «Креативные индустрии: новая геометрия партнерских альянсов». Организаторы предложили участникам встречи порассуждать о конкурентоспособности национального креативного продукта и о международной культурной кооперации.

Антон Винер, владелец и основатель Группы «Родина», девелопер культурно-образовательного кластера Russian Design District, сосредоточился на теме «отмены» российской культуры и рассказал о том, как её преодолеть.

Культурные «отмены» бывали всегда, в разных странах и эпохах. В начале Первой мировой войны в Лондоне, Париже и Петербурге отменяли все немецкое (столицу Российской Империи переименовали в Петроград, в Великобритании правящая Саксен-Кобург-Готская династия переименовала себя в Виндзорскую). Во время холодной войны в США охотились за ведьмами, а в СССР за космополитами.

Сейчас мы видим похожий эффект. Был отменен балет «Лебединое озеро» Московского королевского балета в Дублине. В Хорватии Загребский филармонический оркестр исключил из своего репертуара две композиции культового русского композитора Чайковского, а Хорватский национальный театр отложил концерт под названием «Русская серенада». Пианист Денис Мацуев был исключен из программы Карнеги-холла в Нью-Йорке.

Каннский фестиваль раскритиковали за участие Кирилла Серебренникова с фильмом «Жена Чайковского». Борис Акунин получил письмо британского издателя о приостановке публикации его произведений.

«Важно понимать, что культурные отмены всегда были временным явлением, часто скоротечным, — отметил Антон Винер. — После Первой мировой войны весь мир охватило движение ар-деко в дизайне, архитектуре, искусстве и наступил международный успех русского и советского авангарда 1920-х. После борьбы с космополитами уже в 1957 году в СССР провели VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – самый массовый за всю историю движения. Время лечит. Я полагаю, что неизбежно текущий период культурной отмены для России закончится, как это бывало и прежде, поэтому впадать в панику нельзя».

Далее Антон Винер рассказал о том, чем может заниматься креативная индустрия России в период культурной блокады. Девелопер назвал три направления действий, сославшись на пример из практики проекта жилого культурного образовательного кластера Russian Design District.

«Первое направление – это культурное импортозамещение, – рассказал Антон Винер. – Нам нужно заняться поиском внутренних источников креатива, пока уходят западные поставщики творческих идей. К примеру, Россию покинули топовые архитектурные бюро MVRDV, David Chipperfield Architects, Zaha Hadid Architects. Это значит, что нам нужно искать собственных поставщиков архитектурных проектов. Еще до всего происходящего мы уже так и сделали: например, для разработки архитектурной концепции каждого жилого дома в нашем жилом культурно-образовательном кластере Russian Design District мы привлекли ведущих российских деятелей культуры из разных областей. Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин, Вика Газинская, Владимир Пирожков, Ирина Винер-Усманова, Владимир Машков, Валерий Гергиев, Светлана Захарова. Каждый из этих приглашенных архитекторов участвовал в разработке внешнего облика и дизайна интерьера одного из корпусов RDD».

На втором направлении работы Антон Винер предложил обращаться к отечественному креативному опыту для создания нового продукта. По его мнению, культурная отмена российского креативного продукта за рубежом неизбежно вызовет ответную реакцию внутри России – отечественный потребитель захочет «свой» креативный продукт. Его можно создать, опираясь на отечественный культурный опыт, который в России очень богатый

«Так, в RDD, где откроется школа дизайна DATA, мы решили обратиться к истокам дизайна в России, а это, конечно русский авангард, – пояснил Антон Винер. – Поэтому логичным было бы воспроизвести его образы в пространстве RDD, где будут появляться новые поколения дизайнеров. Мы решили сделать из бульвара в центре кластера RDD галерею работ Александра Родченко. На бульваре построят пять “картин” – зон, за каждой из которых закрепляется определенная функция. С высоты зданий все эти пространства будут повторять изображения картин Родченко, а на уровне земли – это будут разные зоны отдыха. Вот так, обратившись к историческому “банку” креативных идей, мы решили вполне конкретную задачу благоустройства».

Третье направление работы – это экспорт российского креативного продукта за рубеж после эпохи отмены.

«Пока нас отменяют, мы придумываем новый креативный продукт, который “взламывает” культурную блокаду и возвращает нас в мировой контекст, – отметил Антон Винер. – Сейчас Группа “Родина” тоже создает продукт, который может быть интересен за рубежом. Наша креативная концепция организации пространства для жизни и развития продолжает идею города шаговой доступности, автономного и самодостаточного пространства для жизни. А между тем на YouTube вы без труда найдете ролик американского канала City Beautiful о строительстве советских микрорайонов (с 2 млн просмотров), и сотни комментариев искренне восхищающихся городом шаговой доступности американцев, для которых это немыслимо. Иными словами, наша концепция инновационных жилых кластеров вполне может быть таким идейным продуктом, который мы сможем экспортировать за рубеж, отменяя культуру отмены».