Курянка создаёт украшения из бисера в стиле арт-деко

Катерина Селиванова создаёт броши из бисера в стиле арт-деко, которым место в музее современного искусства. Катерина продаёт своих скорпионов и жуков коллекционерам по всему миру. Самые экстравагантные её работы любят в Китае, а броши для ежедневной носки продаются на российских маркетплейсах. Пришила юбку к канве Катерина Селиванова родилась и выросла в Курске. После школы училась на вечернем отделении юридического факультета в КГУ. Девушка подчёркивает, что сразу хотела работать и стать самостоятельной. – Первое время работала практически по специальности, всегда с документами и людьми. Однако такой тип работы для меня сложен, потому что я не вижу окончательного овеществлённого результата деятельности, может быть, как раз, поэтому и решила делать что-то своими руками, – рассказывает Катерина. Мастерица отмечает, что у неё творческая мама. Она всегда чем-то занималась в свободное время – шила, вязала, рисовала, занималась клумбами у дома, а сейчас – на собственном участке. – Но возня с цветами мне не подходит, не выживают они у меня. Поэтому начала что-то мастерить из бумаги, ниток и прочего. Постоянно рисовала. Я не училась в художественной школе, даже ручки и карандаши держу в пальцах неправильно, здесь, скорее, сработали постоянные тренировки и желание. Ещё до школы бабушка учила меня вышивать нитками. Я помню первый раз, когда я пришила ткань в пяльцах прямо к той юбке, в которой сидела. Жалко было резать вышивку, готова была пожертвовать юбкой, наверное, поэтому и отчётливо помню тот вышитый цветочек, – вспоминает мастер по вышивке бисером. Когда Катерина Селиванова училась в начальной школе, пошла в кружок по бисероплетению. Она настолько влюбилась в этот вид творчества, что даже сама составляла схемы для изделий. – Мечтала написать книжку. Тщательно рисовала сочетания бусинок и схемы плетений в большую амбарную тетрадь. Жаль, что в подростковом возрасте не ценила и выкинула всё своё творчество. Также в начальной школе занималась лепкой из глины, меня всегда тянуло что-то делать руками. Когда стала постарше, я вышивала крестиком большие картины, а бисером иногда украшала одежду. Во взрослом возрасте занималась мыловарением, но перестала из-за того, что стала слишком чувствительной к ароматам. Но в период учёбы в университете и работы совсем не было времени всем этим заниматься, – рассказывает Катерина Селиванова. В 2016 году Катерине понадобилось украшение для причёски, чтобы завершить образ для важного мероприятия. То, что продавали в магазинах, девушку не устроило, поэтому она отправилась на поиски в интернет. – Так я узнала, что за прошедшие между школой и этим моментом годы искусство бисероплетения шагнуло от детских ярких плетёных браслетиков до масштабов, сравнимых с музейными экспонатами, – рассказывает курянка. Первыми изделиями Катерины Селивановой стали простые бисерные броши. Со временем мастер расширила диапазон используемых материалов и освоила новые техники. Украшения стали более сложными. – У меня сохранилось несколько изделий из самого детства. А уже осознанный подход к бисеру начался с украшений для себя, они так же остались у меня на память о первых пробах. Это были гребешок для украшения причёски, брошь и сумочка. Самые первые вышитые броши храню, чтоб понимать, как смогла вырасти, – рассказывает курянка. Катерина Селиванова обучалась онлайн. Девушка смотрела приёмы вышивки, рассматривала работы других мастеров. – У меня получается отмечать детали и техники. По фото и видео понимаю, как и из чего сделано. Очень люблю небольшие видео и макрофото процессов работ. Все эти детали отмечаю для себя. Сейчас в основном слежу за вышивальщицами модных домов Скипарелли, Шанель, Зухаир Мурад, чтобы ловить тенденции. Использую книги из подходящих специальностей – графики, ботаники, иллюстрации, работы с цветом. Очно обучаться не довелось. Не рукодельница Катерина Селиванова рассказывает, что довела своё увлечение до профессионального уровня. Мастерица, по её словам, находится на перепутье перед выбором, сделать вышивку основным источником дохода или нет. Мастер говорит, что над названием бренда особо и не думала. Просто Accessories_by_Kate – аксессуары от Кати. – По-хорошему когда-то надо было изменить название, но уже большая аудитория знает именно это сочетание. Что касается вышивки, не хочу называть это рукоделием и к себе не люблю обращение «рукодельница». В среде тех, кто работает с бисером, есть 2 основных направления: плетуны и вышивальщицы. Забавные названия, конечно. Первые специализируются на плетении из бисера и других материалов. Благо, сейчас можно приобрести для этих целей всё – от бусинок с каратными покрытиями до ювелирных вставок в оправах. А вторые занимаются именно вышивкой, т. е. с помощью нитей пришивают бусинки, кристаллы, пайетки на основу. Обобщать всех под названием «мастер по бисеру» будет не совсем верно, так как большинство используют в своём арсенале огромное количество материалов. Себя я называю мастером по вышивке. А уже в слово «вышивка» закладываю все техники: вышивку бисером, гладью, пайетками, объёмную вышивку, каркасную вышивку, золотое шитьё и прочее, – отмечает Катерина Селиванова. Свои работы Катерина Селиванова относит к стилю арт-деко с элементами анималистики и готики. – Однако есть у меня интересная работа – прозрачный тренч с вышивкой, выполненный в чистом кубизме. Это был вызов мне, – отмечает Катерина. С 2016 года Катерина Селиванова накопила внушительный багаж материалов для своих украшений, инструментов и фурнитуры. Среди всего богатства есть даже позолоченный бисер, бусины из богемского стекла и даже фурнитура, отлитая по индивидуальному заказу мастерицы. – Первый год все мои материалы помещались в обувную коробку. Сейчас это 8 больших ящиков, стеллаж и несколько полок на кухне. Плюс места захламления, например, подоконник, где лежит то, что нужно постоянно: клей, кусачки, некоторые нитки, блокноты и подборки материалов для работ в процессе, – рассказывает курянка. По словам Катерины, основное богатство её коллекции составляют сами материалы для вышивки. – Думаю, сейчас мои запасы можно оценить в стоимость хорошего подержанного автомобиля. Кроме обычного, есть бисер с 24-каратным золотым напылением, а также образцы из Богемии – винтажные, гранённые вручную. Есть и натуральные камни, а также кристаллы Сваровски и материалы, которые изготавливали для известных модных домов или по моим специальным заказам. Благодаря интернету можно найти редкие экземпляры, правда, порой по цене крыла самолёта, – делится мастер по вышивке. Катерина Селиванова говорит, что подсчитать точное количество материалов уже невозможно, только если в килограммах. – Взвесила сейчас, и оказалось 20 килограммов. Это без учёта того, что сейчас в работе, 5 килограммов только мелкого бисера. Натуральных камней около 500. Яшма, лабрадорит, лазурит и прочие хранятся в отдельных пакетиках, чтобы не тёрлись друг о друга, – рассказывает мастер. Хранение материалов Катерина Селиванова организовала удобным ей способом. Разложила по ящикам фурнитуру, бисер и пайетки, нитки. То, что можно, отсортировала по цветам. Кристаллы винтажные и современные ждут своего часа в отдельных пластиковых и картонных коробочках для сохранности. Ткани лежат отдельно. Есть и микс-ящики, где лежат полимерная глина, уплотнители, проволока, пяльца разных диаметров и то, что не вошло по тематике в другие ящики. – Стеллаж с книгами и блокнотами, инструменты, клей, фетр, иглы и нитки для бисера всегда под рукой. Там же то, что надо рассортировать: посылки с новыми материалами или остатки от законченных работ. Организация рабочего пространства – явно не моя сильная сторона. Я работаю дома. У меня есть угол в кухне-гостиной. Планировала сделать кабинет для работы в отдельной комнате, но теперь там детская. Люблю работать в тишине или под сериал или фильм. Музыку не включаю, – рассказывает мастер по вышивке. Катерина Селиванова рекомендует новичкам начать знакомство с бисером с готовых наборов, где есть всё необходимое, от основы для вышивки до иглы. Это позволит понять, подойдёт ли такой вид творчества без лишних трат. Курянка говорит, что готовые наборы не использовала никогда, потому что не любит работать по шаблону. Всю свою коллекцию материалов подбирала сама и сейчас докупает только то, что быстро расходуется или под конкретный проект. – Я собираю редкие материалы, которые больше не выпускаются, выпускались лимитированно. Почти всё заказываю в интернете, через любителей раритетов, в том числе в других странах, – рассказывает Катерина. Мастер по вышивке говорит, что инструменты для создания украшений из бисера и натуральных камней использует не только специализированные. – Для сборки украшения я подобрала набор в строительном магазине. Ножницы использую маникюрные. Проволока встречается также в строительных магазинах и у флористов. Некоторые виды клеев нашла в хозяйственном магазине и в крепеже, а лак – в магазине радиоэлектроники. Для тех, кто плетёт из бисера, советую заглянуть в рыболовный, где леска по толщине на любой вкус. Интерес составляют фактурные ткани, нитки, в том числе для вязания, ленты. В общем, всё, что можно пришить. Специально для меня разрабатывали и изготовляли фурнитуру. Под несколько моих проектов по эскизам были отлиты из бронзы элементы: тельца для бабочек, крепления для кристаллов и прочие подобные штуки, – делится Катерина Селиванова. Курянка рассказывает, что работает со всеми видами материалов, которые реально пришить к чему-нибудь. – Ограничений в виде материалов или предмете декора для меня не существует. Забраковываю только некачественное, то, что потеряет внешний вид в процессе эксплуатации. Некоторые элементы я леплю из полимерной глины, что ещё больше расширяет возможности воплощения идей. Неудачными опытами можно назвать только те, когда подвёл материал: облезли пайетки или разбилась бусинка. Поэтому к выбору того, что я использую, стараюсь подходить тщательно, – рассказывает мастер по вышивке. В Китае любят безумные украшения Катерина Селиванова рассказала, что её работы покупают по всему миру. Мастер по вышивке делит своих покупателей на любителей «носибельных» украшений и тех, кто предпочитает арт-объекты. – Простые украшения предпочитают в нашей стране, а коллекционное безумие – за рубежом. В России живёт одна большая фундаментальная работа – моё первое крупное вышитое колье, а также множество брошей и серёжек. Также несколько работ живёт в Беларуси и Казахстане. Одна из значимых и крупных вышивок досталась почитательнице в Киеве. Больше всего мои работы любят в Китае, причём чем безумнее, тем больше вероятность, что туда и уедет. Китайские коллекционеры приобрели уже 10 работ. Некоторое количество колье и брошей – в США, Германии и Израиле. Покупатели из ближневосточных стран интересовались, но не сложилось из-за трудностей с доставкой, – отмечает мастер по вышивке. Самое первое колье из бисера, фото которого мастерица выложила в социальную сеть, купили через час. Оно отправилось в Москву, и эта продажа удивила мастерицу. – Это было абсолютной неожиданностью! В профиле не было аудитории, всего несколько фото не самого лучшего качества. И сразу такое доверие. Конечно, меня это сильно окрылило. Я лично не знакома с девушкой, которая приобрела колье, – рассказывает Катерина Селиванова. Со временем подписчики стали всё чаще интересоваться, продаются ли украшения Катерины, а подруги просили сделать что-нибудь симпатичное и для них. – У меня постоянно возникают сомнения в себе. Это внутренний критик и перфекционист: «Ты могла бы лучше, интереснее, быстрее». Учусь делать понятные, незамудрённые вещи. О цене всегда думаю так: «Сколько стоит человеко-час в офисе?». А моя работа сложнее. Дорогие заказы я беру только на расшивку одежды. Самым дорогим стало кутюрное платье – совместная работа с дизайнером одежды. Стоимость только материалов около 100 тысяч рублей. Изделия дарю только близким людям на некоторые праздники или по особо хорошему моему настроению. Часто с подругами используем бартер: «Ты мне – 3 кг кофе, я тебе – брошь». Не получала плохих отзывов от покупателей. Но была критика от других мастеров, что очень обидно и сильно било по самооценке, – делится мастерица. Катерина Селиванова говорит, что за время её работы с вышивкой случались экстрим и курьёзы. – Однажды мне заказали брошь – портрет собаки. Оказалось, что это иссиня-чёрная чау-чау! Только язык фиолетовый. Глаз в шерсти не видно, структуры шерсти почти тоже нет, просто чёрное облачко. На свой страх и риск отправила фото броши заказчице, и ей понравилось! В этом пятне она рассмотрела свою любимицу. До сих пор стыдно. А второй случай был недавно. Я иногда сотрудничаю с дизайнером одежды. Она выполняет заказы на сложные свадебные и праздничные наряды. И вот очередной заказ я получила около 22.00, а срок сдачи – 16.00 следующего дня. Дизайнер отдала мне платье со словами: «Я знаю, что сделаешь круто, заказчица хочет атласные розы». А я никогда не делала розы из атласа. В ту ночь и научилась. Заказ сдали! – рассказывает мастерица. Те аксессуары от Кати, которые можно купить на одном из популярных российских маркетплейсов, стоят от 1000 до 10000 рублей. Эксклюзивные украшения для коллекционеров могут стоить от 20000 рублей. Катерина Селиванова рассказывает, что на брошь небольшого размера уходит примерно 5 – 6 часов. Самые крупные изделия требуют уже около 400 часов работы. Это без учёта проработки идеи и подбора материала. – Сначала в голове возникает образ. Эту мысль требуется визуализировать, я смотрю фотографии и графику, которая поможет понять анатомию и строение, если это конкретный существующий образ (цветок или животное). Какие-то важные моменты записываю или зарисовываю. Подробные эскизы почти никогда не делаю. Для крупных изделий делаю частичные шаблоны: основа и форма колье или сумки, детальки. Скорость изготовления, конечно, зависит от размера и сложности формы. Плоская вышивка в одном измерении значительно быстрее, нежели 3D-объект. На скорость влияет цвет. С тёмными и блестящими материалами работать лучше только при дневном освещении, а также размер: самые мелкие бусинки размером меньше макового зерна, а тонкие шёлковые нити самые капризные в работе, – рассказывает мастерица. Катерина Селиванова говорит, что работа над новым украшением начинает с переноса эскиза на основу. Она раскладывает в поле зрения все необходимые материалы. – Для небольших брошей использую шаблоны, у меня есть отработанные заготовки листиков, цветочков и прочего. После этого определяюсь с цветовой гаммой и подбираю все подходящие материалы. Что-то в процессе работы отфильтруется и не понадобится, но обычно собираю сразу всё. В большом изделии сортирую материалы для удобства использования по цвету или виду, пайетки с пайетками, камни с камнями, – говорит Катерина. По словам курянки, самый любимый этап в создании украшения – это когда после переноса эскиза на основу начинает проявляться задуманный рисунок. А больше всего девушка не любит сборку готового украшения, особенно когда сильно намудрила с деталями. – Стараюсь давать отдохнуть глазам и телу каждый час. Однако иногда требуется максимальная концентрация и экономия времени, тогда жертвую отдыхом. После вышивки всегда выполняю простые упражнения, чтобы снять напряжение с рук, спины и шеи. Сложные вещи всегда выполняю при дневном свете, хотя больше всего моя работоспособность повышается ближе к ночи, но берегу глаза, – рассказывает Катерина Селиванова. У курянки есть мастер-классы на платной основе по изготовлению конкретных изделий, а также огромный курс по каркасной вышивке, куда входит более 40 уроков. По словам Катерины Селивановой, муж поддерживает её и восхищается её работами. – В моменты моих разочарований находит слова, чтобы подбодрить. Старается помочь в популяризации изделий, а также организовал выход на маркетплейс. Туда было решено выйти для популяризации изделий ручной работы, особенно когда начались ограничения для соцсетей. Для маркетплейса я делаю работы, которые можно носить в повседневной жизни, средней ценовой категории. Хочу сломать установку, что вышивка – это только для подиумов или кустарщина. И ещё иногда муж, цитирую дословно «спонсирует искусство» – дарит что-то из материалов. Организационные моменты продаж на маркетплейсе взял на себя муж. Шитьё изделий (сумки, одежду) осуществляют мастера своего дела, здесь я уже не справлюсь. Соцсети, фотографии, контент полностью на мне. Маркетинг – не моя сильная сторона, поэтому очень большая мечта делегировать продвижение, – рассказывает мастерица. Катерина Селиванова рассказывает, что в условиях пандемии люди стали меньше покупать крупные украшения, чаще – серьги или броши. Уменьшился спрос на курсы по изготовлению изделий, люди стали больше интересоваться продвижением. – Общая ситуация в мире повлияла на цены на материалы. Всё подорожало. Соответственно, выросла цена изделий. На границах застревали мои посылки, и возникли трудности с переводами, но всё уже разрешилось. Сработало сарафанное радио, мастера разных стран помогают друг другу с перечислением средств и пересылкой. К сожалению, многие отказались от сотрудничества из-за боязни лишней мороки, – отмечает курянка. Многие украшения Катерины Селивановой удивляют своим масштабом и образами, поэтому некоторые подписчики недоумевают, как же возможно применить их в обычной жизни. – Отшучиваюсь в таких случаях. На вопрос, а куда это носить, отвечаю, что в магазин за хлебом хожу или в переполненном автобусе езжу, – шутит Катерина Селиванова. Цифра в тему 20 кг бисера – в запасах у Катерины Селивановой

Курянка создаёт украшения из бисера в стиле арт-деко
© Курские известия