Конструктивный ремонт: как приводят в порядок дом-коммуну
Дом-коммуну на Гоголевском бульваре по праву называют "младшим братом" дома Наркомфина: проект создавали те же архитекторы, во внешнем облике прослеживаются фирменные конструктивистские линии, а само здание обладает статусом объекта культурного наследия (ОКН). В апреле этого года в доме стартовали работы по капитальному ремонту, в рамках которых его "подсвежат" как внутри, так и снаружи. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" посмотрел на ход работ и узнал у специалистов Фонда капитального ремонта Москвы, как особый статус дома-коммуны влияет на особенности его обновления.
Лаконичный шедевр
Со стороны Гоголевского бульвара признать в сером доме №8 шедевр архитектуры непросто, особенно невооруженным глазом. Лаконичное и лишенное богатого декора здание не привлекает лишнего внимания, выделяются разве что ряды больших окон и памятная табличка архитектору Ивану Леонидову.
Тем не менее, именно эта фасадная скромность и делает дом архитектурным памятником конструктивизма. На момент строительства в 30-х годах XX века такой формат жилья был настоящим экспериментом. Он относился к так называемому переходному типу: под столовую, прачечную, спортзал, детский сад и даже солярий выделялись отдельные блоки, таким образом на территории дома создавалась вся необходимая для жителей инфраструктура.
Впрочем, из-за внешнего комфорта пришлось поступиться внутренним. Как отмечают в Фонде капитального ремонта (ФКР) Москвы, планировка квартир в доме-коммуне отличается не просто скромностью, а практически полноценным аскетизмом: небольшой метраж, кухонный блок вместо отдельного помещения для готовки и приема пищи, маленькие ванные комнаты. Первыми жильцами дома, кстати, стали сотрудники Стройкома РСФСР, которые и строили здание. Таким образом они хотели доказать, что создали идеальное место для проживания, в котором есть все необходимое.
Ремонт с оглядкой
В апреле 2022 года в доме-коммуне стартовал комплексный капитальный ремонт, который затронул практически все уголки здания – от фасада до инженерных систем. Как отмечает заместитель начальника отдела технического надзора ОКН Фонда капремонта Даниил Лосин, специалисты заблаговременно провели историческое исследование объекта, подняли архивные документы и фотографии, чтобы разработать проект с учетом особого статуса здания.
"Очень важно сохранить первозданную красоту легендарного Дома-коммуны, поэтому разработан уникальный проект, учитывающий все нюансы объекта. Специалисты подобрали аутентичные материалы, используют самые передовые технологии для того, чтобы бережно и максимально детально восстановить облик дома".
"Мы проводим так называемый комплексный поддерживающий ремонт, который реализуется до проведения полноценной реставрации. В этом году начались работы по ремонту фасада, кровли, инженерных коммуникаций с заменой всех необходимых элементов, а также обновление подъездов", –перечисляет Лосин.
По его словам, все работы в обязательном порядке ведутся "с оглядкой" на предметы охраны дома-коммуны. Здесь их, как и в других конструктивистских зданиях, не так много. Тем не менее, видоизменять, заменять или самовольно демонтировать их строго запрещено.
"Сам стиль конструктивизм предполагает простоту линий и форм, соответственно внешне и внутренне дом выделяется минимально. При этом он все равно обладает статусом ОКН, а значит требует проведения специфичной работы, к которой привлекаются исключительно аттестованные организации с лицензией Минкульта, которые имеют соответствующий навык работы с подобными объектами", – подчеркивает Лосин.
В подъездах дома-коммуны не найти лепного декора, зато здесь, как и почти во всех домах до 50-х годов, сохранилась метлахская плитка. В рамках ремонта специалисты восстановят ее утраченные элементы с помощью аналогичного материала и приведут в порядок, чтобы продлить срок службы.
Практические сложности
На процесс ремонта дома №8 напрямую влияет не только его "охраняемый статус", но и проектные решения, принятые архитекторами в прошлом веке. Как отмечает заместитель генерального директора по строительству подрядной организации Артур Игитян, обновление дома-коммуны значительно отличается от аналогичного процесса в типовой многоэтажке.
"Здесь кардинально другая история в отличие от типовых проектов. Например, очень нестандартное распределение схем коммуникаций, сейчас таких уже не делают, все проще и практичнее. К работе с такими решениями нужно относиться с особым вниманием. Плюс, времени на отдельные работы требуется чуть больше, чем в обычной панельке", – поясняет Игитян.
Несмотря на сложности, специалисты уже предъявили на первоначальный осмотр приемной комиссии системы холодного и горячего водоснабжения, а также отопительные коммуникации. В приемке участвуют не только специалисты Фонда капремонта Москвы, но и представители ГБУ "Жилищник", МОЭК, МОЭСК и департамента культурного наследия столицы.
"На данный момент идут активные работы по всем направлениям. Особое внимание уделено восстановление фасада дома, так как необходимо воссоздать его первоначальный портрет. Уже произведена расчистка плоскостей от загрязнений, специалисты заняты заделкой трещин. На следующем этапе приступят к нанесению антигрибковой защиты, а затем нанесут новый штукатурно-окрасочный слой. Важно отметить, что историческое колористическое решение будет сохранено. После проведения капремонта дом получит вторую жизнь".
В процессе ремонта специалисты подрядной организации и ФКР тесно взаимодействуют с жителями: прислушиваются к их мнению, принимают жалобы и пожелания, обсуждают внутриквартирные работы, если дело касается, например, замены стояков или радиаторов.
"Изначально еще при проектировании все вопросы с жителями решаются, мы узнаем, что они хотят видеть, в каком формате, что им нужно. Все проблемы обсуждаем в рабочем порядке", – говорит Лосин.
"Жильцы имеют право отказаться от определенных видов работ – это их право, главное – подписать соответствующий документ. Они здесь живут, потом будут жить их дети, поэтому их мнение обязательно учитывается", – добавляет Игитян.
По данным ФКР Москвы, комплексный ремонт дома-коммуны завершится осенью 2022 года.