«Не моё мастерство, а матушкин указ»: о чём рассказывают экспонаты музея «Домик Каширина»
Необычный проект «Не моё мастерство, а матушкин указ», рассказывающий историю детства Горького через ремесленные традиции Нижнего, представили в «Домике Каширина». Посетители музея смогут в полной мере составить впечатление о быте нижегородцев XIX века. Мещане Проект был создан музеем совместно с кафедрой культурологии ННГАСУ, студенты которого будут волонтёрами, при содействии Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области. По словам сотрудников музея, погрузившись в быт семьи Кашириных, можно представить себе, как жили нижегородцы среднего достатка – обычные мещане, которые и были основным населением города. «Все они жили в таких интерьерах. С похожим укладом и похожим образом мыслей. К моменту переезда трёхлетнего Алексея Пешкова из Астрахани в Нижний в доме уже сложилась своя история и своя атмосфера. Она и нашла своё отражение в повести «Детство», в которой Горький переосмыслил своё детство и впечатления от жизни в этом доме. Ни в городе, ни в области больше нет музея, в котором можно было бы так полно и детально увидеть быт мещанства 70‑х годов XIX века. И на примере отдельно взятой семьи мы предлагаем посмотреть на быт нижегородского общества того времени», – объяснила научный сотрудник музея, экскурсовод Полина Ларина. Любовь к труду Всё в доме было подчинено общему семейному делу. Конечно, главный в экспозиции – кустарный красильный промысел, которым так славился дед будущего писателя – Василий Васильевич Каширин. Он был не просто мастером своего дела, но и старшиной нижегородского красильного ремесленного цеха. Сотрудники музея могут говорить о Василии Васильевиче очень долго, подробно и увлекательно. Во дворе дома можно посмотреть красильню, её устройство, способы окрашивания и нанесения рисунка.В то время ткань окрашивали в синий, жёлтый и красный цвета. Красителями пользовались, в основном, растительными. Синий давал дорогой привозной индиго. Позволить одежду, окрашенную им, могли не все, и в основном он шёл для праздничных нарядов. Красный давала кора сандалового дерева или фуксин – единственный синтетический краситель того времени, который позволял получить спектр от желтого до тёмно-красного. Делали на ткани и рисунок. В музее бережно хранят в музее штампы: «доски-манеры» Кашириных, с помощью которых и набивали орнамент. Одежда из музейного архива, сшитая из домотканого полотна – льна и конопли, окрашена именно таким способом. Также окрашивали пряжу и меха. Красильным ремеслом в Нижнем занимались около 25 семей, но не все красильни работали круглый год. Каширины же работали круглогодично и даже нанимали работников в высокий сезон – время работы Нижегородской ярмарки.Но не только красильное ремесло в совершенстве знали в семье. Бабушка Горького, Акулина Ивановна, была балахнинской кружевницей. К 11 годам этим ремеслом зарабатывала себе на жизнь. Внук запомнил её на фоне окна, в лучах света, у коклюшек и иголок, воткнутых в подушечку, которые напоминали ему золотого ежа. В запасниках музея хранится кружево, сплетённое ее руками. В экспозиции домика кружево не её, но той поры и тех рисунков, с цветами и геометрическими узорами, которые не менялись на протяжении веков. На мастер-классах посетители музея смогут увидеть, как работали мастера. Свой промысел Интерьер дома расскажет посетителям и про другие промыслы. От гончарного до изразцов и солонки, расписанной городецкой росписью. За десятилетия, а то и столетия, она потемнела, но рисунок невозможно спутать. Деревянные разделочные доски, пасхальницы, утварь – каждый предмет хранит историю.А с прялки как будто готов соскочить горячий конь – инкрустация морёным дубом была очень популярна у мастериц. Металл был дорог, но в комнате деда есть шикарный сундук, обшитый жестью, музыкальный и безумно дорогой. Это работа павловских мастеров, подтверждавшая высокий статус хозяина. Так же как и диван с гнутой спинкой, сделанный под карельскую берёзу. Вот так предметы быта рассказывают историю нижегородских промыслов.