Жизнь после Otis. Россиянам рассказали, станет ли опаснее ездить на лифте
Американский производитель лифтов Otis продал свой бизнес в России. Фирма производила на заводе в Санкт-Петербурге по 7000 лифтов в год. До этого об уходе из России объявил другой крупный иностранный производитель лифтов — финская Kone. При этом импортозамещение в этой сфере только начинается, сейчас 30% всех комплектующих в российских лифтах — иностранные. «Секрет фирмы» узнал у инженеров, не станет ли теперь россиянам опаснее ездить на лифтах. Otis — самая крупная компания по производству лифтов в мире, появившаяся ещё в середине XIX века. Доля российского рынка в выручке производителя за 2021 год составила около 2%. Среди всех лифтов, установленных в России, на американскую фирму приходится около 16%. С марта 2022 года Otis не принимала новые заказы и отказалась от инвестиций в Россию. А 27 июля она объявила, что продала свой российский бизнес холдингу S8 Capital Армена Саркисяна, который владеет распространителем лотерей «Столото». Завод Otis по производству лифтов в Санкт-Петербурге возобновит работу в августе. В июне об уходе из России объявил и финский производитель лифтов и элеваторов Konе. Он решил продать российское подразделение местному менеджменту. Что теперь будет с лифтами По данным Минпромторга, почти 30% лифтов, установленных в России в 2021 году, привезли из-за границы. На оборудование из Европы, США и других западных стран пришлось 13%, ещё 15% — на Белоруссию. Крупнейшую долю рынка в РФ (20%) занимает Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ, входит в группу компаний «Дом.РФ»). Уход Otis — не очень хорошее событие для рынка, считает Антон Вареник, руководитель лаборатории «Инженерной компании», которая занимается техническим освидетельствованием лифтов. По его словам, это сейчас единственная фирма в мире, обладающая полным циклом производства — то есть она выпускает вообще всё, что нужно в современном лифте. Это удобно для других игроков рынка, потому что они могут просто закупать недостающие комплектующие у Otis. «Наши лифтовые производители, в том числе ЩЛЗ, не производят многих важных деталей. К примеру, они не выпускают частотных преобразователей — а именно от них зависит плавность хода лифта, плавность открытия и закрытия дверей. С другой стороны, нельзя сказать, что это как-то повлияет на комфорт и безопасность лифтов в России, так как сейчас идёт усиленное импортозамещение. Запчасти закупают в Турции, странах Азии», — пояснил эксперт «Секрету». Когда в России происходит какое-либо ЧП с лифтом, обычно претензии предъявляют управляющей компании либо тем, кто занимается техническим обслуживанием лифтов. По словам Антона Вареника, обслуживающие организации уже давно закупают комплектующие в Китае. «И в этом нет ничего плохого, несмотря на все стереотипы. Тот же самый Otis производит большинство своих запчастей в Китае. Поэтому в целом по безопасности, по качеству мы не пострадаем. Будет период переориентации рынка — это всегда сложно. Но и Otis так быстро не сможет уйти, я считаю. Им ещё нужно оборудовать лифты в домах России, а эта компания обычно от обязательств не уходит», — добавил Вареник. В экспертно-научном центре судебных экспертиз и исследований «Созидание» также усомнились, что россияне чаще станут застревать в лифте после ухода крупных иностранных игроков. «Качество отечественного поставщика сравнимо с зарубежными лифтами. Также важно отметить, что выбранный в России курс на импортозамещение должен усилить и улучшить производство лифтов и лифтового оборудования», — отметили эксперты-инженеры Роман Семёнов и Руслан Изюмов. Опасная экономия В свою очередь, исполнительный директор «Первой ассоциации по импортозамещению и промышленному суверенитету в сфере лифтовой техники» Юрий Клюшнев подчеркнул: несмотря на высокое качество российского оборудования, в стране действует очень много лифтов ушедших с рынка производителей. «И это только полбеды. В отечественной лифтовой технике используется от 10 до 30% импортных комплектующих. К примеру, лебёдки зачастую поставляются в Россию из недружественных стран. Импортозамещение лифтов и комплектующих сегодня — вызов для нашего государства», — считает эксперт. Клюшнев также указал, что лифты много денег не приносят, но от экономии на таком оборудовании могут пострадать люди. Отдельная проблема — это обслуживание лифтовой техники. Из-за того что этот вид деятельности не сертифицируется, на рынок проникают недобросовестные подрядчики. «Часто попытки управляющих компаний сэкономить приводят к тому, что лифты обслуживают люди, которые видят их чуть ли не впервые. А это чревато поломками, авариями и даже трагедиями с человеческими жертвами. Очищение рынка от недобросовестных игроков — второй важный вызов, который должны совместно преодолеть лифтовое сообщество и государство», — рассказал Клюшнев. Он добавил, что создание списка проверенных, добросовестных подрядчиков, обслуживающих лифты, — одна из задач ассоциации. Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»