Спасение уникальной лепнины и печей: реставраторы вернут исторический облик особняку Волконских и Истоминых

В столице продолжается реставрация старинного особняка по адресу: улица Пречистенка, дом 8, строение 1. Здание, некогда принадлежавшее князьям Волконским и московским купцам Истоминым, обладает статусом выявленного объекта культурного наследия.

Спасение уникальной лепнины и печей: реставраторы вернут исторический облик особняку Волконских и Истоминых
© Департамент культурного наследия города Москвы

В настоящий момент большая часть работ направлена на сохранение пышного декора особняка: реставрацию и воссоздание лепнины, снятой с фасадов и в интерьерах, а также исторических печей.

«Особняк на Пречистенке является выразительным образцом усадебной застройки Москвы. Памятник сохранил историческую композицию и ценный комплекс художественной отделки. Пышно декорированные потолки залов отличаются лепными элементами разных форм: в частности, это и строгие геометричные розетки, и витиеватые растительные мотивы, элементы с аллюзиями к античности, рельефные изображения путти с лирами. Кроме того, в основе здания находятся палаты рубежа XVII – XVIII веков. В 2021 году здесь стартовала долгожданная комплексная реставрация. Сейчас специалисты трудятся над возвращением исторического облика главному фасаду, а также ведут работы в интерьерах. Параллельно в реставрационных мастерских продолжается масштабное восстановление изящного лепного декора, который по площади занимает порядка 500 квадратных метров, это около 1000 элементов», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

 

Он отметил, что весь лепной декор бережно расчищается, реставрируется и будет установлен на прежние исторические места. Также будет произведено укрепление гипса и окраска всех элементов. Таким образом удастся сохранить лепные плафоны и розетки, галтельные и лепные карнизы с ложной паддугой (сферическая поверхность, расположенная над карнизом, переход от плоскости стены к поверхности потолка), модильоны (античный вид кронштейна, украшенный резным листом, S-образно свернутым в волюту при виде сбоку) и другие элементы.

«В помещениях со стороны главного фасада, в ризалите особняка сохранились кафельные печи. Изразцы были произведены на знаменитом заводе Власова. Причем элементы с пилястрами делались по индивидуальному заказу. Мы их тщательно расчистили, а многие элементы облицовки были скрыты под обоями и покраской, затем произвели декомпановку, затонировали и покрыли глазурью. Всего у нас в работе более 1000 изразцов, из которых 900 штук являются плоскими, а остальные – угловыми и цокольными. Добавлю, что глазурь для покрытия печей мы делали холодным способом, хотя изначально оригинальные элементы обжигались в печах. Чтобы воссоздать эту технологию пришлось бы покрывать изразцы глазурью заново, а холодный способ позволил сохранить именно родную поверхность», - прокомментировал Руслан Шубин, главный инженер реставрационно-строительной компании ЭкоБау.

В первой комнате парадной анфилады сохранилось одно из главных украшений всего здания – прекрасный угловой камин из черного мрамора с белыми прожилками, в котором осталась фигурная чугунная топка. Над камином помещалась резная рама для зеркала, которое было закрашено маслом. В другом парадном помещении сохранился резной камин из белого мрамора. Его декоративная отделка с растительным орнаментом и стилизованными львиными лапами по углам была частично утрачена. Верх камина также выполнен в виде резной мраморной рамы для зеркала. Оба исторических камина бережно реставрируются.

В самом особняке реставраторы укрепляют все конструкции, разбирают поздние пристройки и перегородки, приводят в порядок кирпичные своды Монье, стены, проводят работы по кровле, восстанавливают утраченную историческую лестницу, окна и двери. Также запланирована очистка, реставрация и восстановление утраченных фрагментов дубового паркета, восстановление живописного оформления интерьеров, реставрация парадной лестницы, облицованной мрамором. Кроме того, проводятся комплексные работы по приспособлению к современному использованию, будет проведено благоустройство прилегающей территории.

 

Историческая справка

Особняк, в котором ведутся работы, является главным домом московской городской усадьбы. В структуре особняка сохранилась древняя основа каменных палат рубежа XVII- XVIII веков, на которую наслоились черты зодчества периода классицизма XVIII – начала XIX веков. История усадьбы примечательна именитыми владельцами и яркими вехами в изменении границ и архитектуры комплекса.

Известно, что изначально данный участок был частью обширного владения, располагавшегося по обеим сторонам ул. Пречистенки, и принадлежавшего стольнику С.П. Чичерину. Далее, на протяжении почти всего XVIII века - с 1709 по 1777 и с 1789 по 1793 годы - усадьбой владели представитель рода Протасовых. Это графский и дворянский род, который по сказаниям старинных родословных происходил от московского боярина Луки Протасьева, бывшего в 1330 году послом от Ивана Калиты в Тверском княжестве.

В 1793 году участок был продан за долги опекунами малолетних С. и А. А. Протасовых княгине Софье Ивановне Волконской, которая одновременно с покупкой заложила его в Московском Опекунском совете Императорского Воспитательного дома.

Усадьба еще много раз меняла знаменитых собственников, главный дом уцелел в пожаре 1812 года и был современником других исторических событий. Но, пожалуй, период рассвета усадьбы связан с именем Алексея Михайловича Истомина и его семьей, которые владели участком в период с 1883 по 1917 гг. Купец первой гильдии А.М. Истомин торговал сукнами на Ильинке в доме Купеческого банка, служил помощником торгового смотрителя и состоял казначеем Совета Попечительства о бедных. Был совладельцем знаменитой Голутвинской ткацкой мануфактуры, существовавшей под фирмой «Истомины и К».

Алексей Михайлович жил в главном доме усадьбы с семьей и переделал его по проекту архитектора К. Ф. Буссе, который является автором комплекса зданий Никольского греческого монастыря в Москве. При Истоминых с западной стороны дома появилась одноэтажная каменная пристройка для размещения парадного входа. Вероятно, в это время фасады были отделаны заново. Изменения коснулись также интерьеров: антресоли были разобраны, внутренняя планировка дома изменена, увеличены окна первого этажа, в западном ризалите устроена каменная лестница.

К настоящему времени здание в основном сохранило облик, сложившийся в 1883 году. Также известно, что в 1898 году на уличном фасаде главного дома по проекту архитектора А. Калмыкова был переустроен балкон с устройством свода по железным балкам. Предполагается, что в это время интерьеры дома получили новое декоративное оформление, частично сохранившееся до настоящего времени.