Почетный реставратор Москвы Татьяна Аверина — о профессии и об уникальных проектах
Профессия реставратора — сложная и невероятно интересная. Нужно разобраться в изначальном замысле архитектора, понять, что было утрачено за годы эксплуатации и что необходимо восстановить, составить проект реставрации и реализовать его. Наконец, нередки ситуации, когда приходится уговаривать заказчика сохранить исторический облик строения, интерьеров, восстановить, например, анфиладу залов, а не отдельные кабинеты. Всем этим уже более 40 лет занимается почетный реставратор столицы Татьяна Аверина, благодаря которой удалось возродить свыше сотни памятников архитектуры.
Будущий реставратор родилась в Москве и все детство провела в центре на Кадашевской набережной.
«В те годы я часто гуляла по соседним улицам — Большой Ордынке, Пятницкой, где меня окружали невысокие старые дома с разнообразными лепными деталями — красивые, но в очень плохом состоянии. Я смотрела на лепной декор, на деревянные филенчатые двери, металлические козырьки входов и думала: “Почему же такую красоту не реставрируют?”» — рассказывает Татьяна Аверина.
В 1965 году она закончила строительный техникум с красным дипломом и по распределению попала на работу в систему ЖКХ, а затем на строительство жилых домов на юге Москвы, где составляла реестры чертежей и выполняла их корректировку. Однако уже тогда мечтала о более творческой работе. Совсем скоро молодого специалиста пригласили на работу в институт «Союзкурортпроект» для проектирования зданий пансионатов, санаториев, водо- и грязелечебниц по всей стране.
«В институте через какое-то время я познакомилась с известным архитектором Борисом Дедушенко, который много лет занимался реставрацией памятников архитектуры. По его совету решила попробовать себя в этой сфере и перешла в качестве проектировщика в объединение “Росреставрация”, ставшее моим местом работы на долгие годы», — говорит реставратор.
Спасенные шедевры
Первым объектом, отреставрированным при участии Татьяны Авериной, стала библиотека имени А.С. Пушкина, расположенная в Спартаковском переулке. Это большая городская усадьба XVIII–XIX веков — главный дом, флигели и хозяйственные постройки — была куплена к 100-летию со дня рождения поэта для устройства в ней публичной библиотеки. Попечительницей была дочь Пушкина — Мария Гартунг.
«Работы начались в 1976 году под руководством реставраторов Бориса Дедушенко и Галины Духаниной. За четыре года нам удалось восстановить анфилады комнат, на стенах которых мы обнаружили и воссоздали искусственный мрамор. Была отреставрирована лепнина стен и потолков, чугунное каслинское литье парадной и черной лестниц, мраморные камины», — рассказывает Татьяна Аверина.
За 46 лет она принимала участие в реставрации множества интересных и поистине уникальных архитектурных строений. Это и обсерватория имени П.К. Штернберга на Пресне, и собор Богоявленского монастыря. Очень интересным объектом стала церковь XVII века в усадьбе Прозоровских. Ее особенность в том, что алтарь находится в северной, а не в восточной части храма. По сохранившимся в музее-заповеднике «Коломенское» частям деталей и старым фотографиям был восстановлен иконостас, интерьеры верхнего и нижнего храмов, а также фасады.
Почти 10 лет Татьяна Аверина и ее коллеги занимались реставрацией евангелическо-лютеранского собора Святых Петра и Павла в Старосадском переулке. По архивным материалам специалисты восстановили интерьеры и фасады, воссоздали шпиль собора. На втором ярусе был установлен орган, привезенный из разрушенной кирхи Святого Михаила. В соборе прекрасная акустика, и там регулярно проводятся органные концерты для всех желающих.
Еще один старинный объект, отреставрированный благодаря коллективу под научным руководством Татьяны Авериной, — это главный дом усадьбы Орлова-Денисова на Большой Лубянке. Много лет здание находилось в полуразрушенном состоянии. Реставраторы восстановили фасады с белокаменными плитами на втором этаже, керамические вазоны на крыше и балконе. Великолепные интерьеры залов с частично обрушенными потолками также были восстановлены. Отреставрированы лепные детали потолков и стен, живопись, а также сохранившиеся паркетные полы и парадная лестница.
За десятки лет в профессии Татьяна Аверина выполнила обмерные работы, эскизные проекты, проекты реставрации и приспособления, рабочие чертежи и авторский надзор более чем на 110 объектах культурного наследия. А в 2021 году ей присвоили звание «Почетный реставратор города Москвы».
«У меня очень интересная специальность. Приходишь, к примеру, в разрушенный, аварийный дом, имеющий старинную историю, и за несколько лет работы превращаешь его в красивый и удобный особняк, приспосабливая под современные нужды. Столичные здания таким образом продолжают жить — в них открываются культурные центры, музеи, библиотеки, административные учреждения, сохраняя при этом внутреннюю и внешнюю красоту», — отмечает она.
Сейчас Татьяна Аверина занимается реставрацией объекта культурного наследия «Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки» (1933–1934 годы, архитектор — С.В. Лященко), известного как дом-самолет.