Всеобщая цифровизация. IT-инструменты, востребованные в фармацевтической отрасли

Павлова Ксения Вадимовна Ещё 10 лет назад внедрение цифровых технологий в медицинскую сферу на постсоветском пространстве можно было назвать относительно неспешным процессом. Традиционные методы учёта, анализа, статистики, а также диагностики и исследований выглядели для многих компаний в сфере фармацевтики предпочтительнее IT. Значительное ускорение отрасли пришлось на пандемию COVID-19, но и сейчас, когда опасность коронавируса постепенно снижается, темпы цифровизации нисколько не замедлились. О том, какие медицинские инструменты появились в фармацевтике, ранее одной из самых инертных сфер в медицине, и чем обоснован переход ко всеобщей цифровизации, мы решили поговорить с Ксенией Вадимовной Павловой – директором регионального отделения компании Werfen по России и странам СНГ, активным исследователем и практиком, всемирно признанным экспертом в сфере digital-технологий в медицине, обладательницей внушительного списка наград от различных органов власти РФ и международных компаний, а также автора десятков статей по теме цифровизации медицинской отрасли. — Ксения Вадимовна, подскажите, как в допандемийные времена выглядела цифровизация в фармацевтической отрасли и что изменил приход в нашу жизнь коронавируса? — Цифровизация, то есть внедрение IT-решений в разнообразные процессы фармацевтики, шла в нужном направлении. Темпы её развития сложно было назвать чрезмерными, но определённые процессы уже работали на полную мощность. Медицина не могла стоять на месте и отгородиться от происходящего в мире, соответственно, мировой курс на цифровизацию просто не смог обойти стороной и Россию, и страны СНГ, к работе с которыми я имею самое непосредственное отношение. Пандемия внесла изменения в жизнь буквально каждого человека на планете – локдауны в то или иное время объявлялись практически в каждой стране мира. Происходящее не могло не отразиться на бизнес-процессах. Конечно же, затронуло и фармацевтику. Причём затронуло глобально – резкий всплеск заболеваемости негативно сказался на скорости предоставления медицинских услуг и их доступности. Как никогда, понадобились цифровые решения, позволяющие оптимизировать определённые процессы. — О каких цифровых решениях идёт речь? — Буду говорить о том, к чему сама имела непосредственное отношение. В нашей компании я руководила разработкой IT-решений, нацеленных на оперативное диагностирование и предоставление некоторых терапевтических услуг. Благодаря нашим разработкам исследования CO-оксиметрии и гемостаза на цельной крови, диагностику критических состояний можно осуществлять максимально технологично и без задержек. Комплексный подход к решению таких проблем позволяет предусмотреть все варианты развития событий и предоставить своевременную помощь каждому пациенту. Так, для решения задач лабораторного анализа под моим руководством был разработан HemoCell, автоматизированный рабочий модуль диагноста. HemoCell использует в своей работе систему интеллектуального управления данными, позволяющую модернизировать саму процедуру проведения анализов. Использование HemoCell даёт возможность снизить затраты и повысить качество работы, существенно снизив вероятность ошибок. А другая наша современная разработка, HemoHub, позволяет скоординировать работу анализаторов, подключив такие рабочие модули в единую систему. Подобные IT-решения призваны технологично и оперативно оптимизировать работу лабораторий, ускорив и упростив рабочий процесс. А это, в свою очередь, позитивно скажется на доступности и качестве услуги для пациентов. — Существуют ли какие-нибудь технологичные решения для тех сфер, с которыми пациенты сталкиваются чаще – с диагностированием, терапией и прочими медицинскими направлениями? — Цифровая трансформация становится актуальным решением в том числе и для направлений удалённого предоставления информации, диагностирования, назначения и проведения терапии и пр. Цифровизация даёт возможность предоставлять качественные услуги в online-формате, быстрее анализировать и искать необходимые данные, точнее и эффективнее предоставлять нужную помощь. Разрабатываемые под моим руководством медицинские инструменты позволяют сделать цифровые технологии значимым и чрезвычайно полезным участником многих медицинских процессов. Я принимала участие в разработках и управляла внедрением таких важных и полезных устройств, как пульсоксиметры, которые мы начали поставлять одними из первых в России и странах СНГ. Кроме того, мы предлагаем решения для удалённого проведения ряда исследований – таких, как снятие ЭКГ, анализ уровня стресса, удалённое получение данных от пациента врачом для проведения диагностических мероприятий. — Какие ещё IT-решения необходимы фармацевтике и что из существующих уже сейчас предложений можно и нужно применять в этой сфере? — Для того, чтобы организовать правильное омниканальное взаимодействие между фарм-компанией и пациентом, необходимы CDP-платформы, MDM-решения, инструменты для обработки big data, машинное обучение и искусственный интеллект для анализа данных. Я постоянно анализирую ситуацию в этой сфере. Для целей подробного анализа не стоит забывать, что медицинские инструменты в настоящее время – это и работающие в цифровом формате приборы, и всевозможные IT-решения. Большая часть из устройств, о которых я говорю, управляются приложениями, которые разрабатывались и разрабатываются практически «на ходу», в сложное и напряжённое время пандемии. Возможно, именно благодаря этому фактору они максимально отвечают запросам рынка и делают фармацевтику доступнее, проще, качественней и эффективнее. К примеру, я возглавляла исследование, посвящённое разработке автоматического прогноза потребности аптек в закупках лекарственных средств. Предлагаемое нами IT-решение исходит из покупательского спроса в зависимости от региона, сезонности, роста заболеваний, аналитики течения коронавируса и прочих вводных. Такой подход позволяет аптекам делать закупки по конкретной ситуации, оптимизируя расходы и не допуская «провалов» по наличию необходимых лекарственных средств. — Как Вы считаете, каковы перспективы цифровизации именно в фармацевтической отрасли? — Фармацевтика сейчас – это работа с большими данными. Но одновременно это ещё и персональная работа с человеком. На пересечении этих направлений деятельности и формируется эффективный сценарий работы игроков фармацевтической отрасли. Учитывая такой расклад, цифровизация в период пандемии пришлась как нельзя более кстати и заняла достойное место в ряду технологичных инструментов медицинской сферы. Думаю, в дальнейшем её значение будет только возрастать, особенно учитывая рост технологий во всех направлениях общественной жизни. -Спасибо, Ксения Вадимовна, это был очень полезный разговор!

Всеобщая цифровизация. IT-инструменты, востребованные в фармацевтической отрасли
© Обзор газет