Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества

В 1885 году мастера дома Карла Фаберже по заказу императора Александра III изготовили подарок для его супруги Марии Федоровны – яйцо из драгоценных металлов и матовой эмали, которая имитировала яичную скорлупу. Изделие стало визитной карточкой компании – сейчас известно как минимум о 71 яйце, созданном в доме Фаберже. Их главная ценность заключается не в камнях и не в золоте, а в уникальных технологиях. Одна из них – эмалево-филигранная. Ее уже более 100 лет хранят в Санкт-Петербурге и успешно используют в современных ювелирных изделиях – от сережки до ложки.

Наследие Фаберже: как петербургские мастера 110 лет берегут традиции ювелира Его Императорского Величества
© Мир24

СПРАВКА: Карл Фаберже – русский ювелир. Родился в Петербурге, много путешествовал по Европе, где учился у лучших мастеров: ювелирному искусству в Германии, экономике во Франции, работе с драгоценными металлами у венецианцев, камнерезному делу у саксонцев, а эмали у французов. Уже в 24 года возглавил ювелирную фирму отца. У него четверо сыновей, которые продолжили династию ювелиров.

Драгоценная чашка

Сегодня эмалево-филигранную технологию используют при изготовлении столовых приборов. Эти чашки, блюдца, ложки и вилки не просто посуда – а произведения искусства.

СПРАВКА: Филигрань – ювелирная техника, когда на металлическом фоне из проволоки создаются ажурные узоры. Толщина нити может быть любой, она изготавливается из драгоценного металла и закрепляется на поверхности с помощью клея и пайки.

Начинается все с эскиза. Будущее изделие рождается на бумаге, потом рисунок «переезжает» в компьютер, а уже после – образец печатают на 3D принтере. Затем ювелиры изготавливают пробный экземпляр, который отливают в металле – латуни или серебре, рассказывает заместитель начальника ювелирного производства Любовь Кутенева:

«На нем мы отрабатываем все шероховатости. Потому что нужно учесть, если это изделие еще и состоит из нескольких таких восковых деталей, как они между собой соединятся. И далее уже происходит окончательная доработка всех соединений, всех узлов. Потому что чисто внешне бывает, что художники нарисовали, и даже в 3D они не до конца все нюансы увидели. А когда в металле все детали совпали, то тогда уже приходят и смотрят – где что надо доделать».

Такой «пробник» экономит силы мастеров и материалы. Когда и художников и ювелиров все устраивает, делают эталон – финальный образец. Его изготавливают уже из того металла, в котором задумали авторы. И только после запускают в серийное производство.

Черная работа

Драгоценная кухонная утварь рождается в шуме, среди тисков и металлических стружек. Ее штампуют, вытягивают и даже выдавливают на разных агрегатах. Процесс больше похож на производство... деталей для трактора, например.

Мастер ротационной вытяжки Виктор Боболович рассказывает и показывает свой рабочий инвентарь:

«Это вообще токарный деревообрабатывающий станок, приспособленный под давку. Это все шубера разной формы для разной подрезки. А это давильники, которыми я непосредственно металл накладываю на оправку. Этот поменьше, этот для более крупных изделий. Этот для формирования всяких выемок».

Виктор Боболович 37 лет раскатывает из тонких шайб серебра кружки и тарелки, кубки и вазы. Со стороны его движения кажутся брутальными. Но с металлом мастер обращается нежно – здесь важно не перестараться, не передавить, иначе будет брак.

«За то время, которое я здесь работаю – ничего не изменилось, – делится мастер. – И вообще, процесс давки, я думаю, не меняется уже столетиями. Меняется только привод станков. Когда-то их крутили, наверное, мельницы водяные. Но сейчас крутят моторы. У моего учителя, когда он работал, стоял в коридоре один мотор на много участков, были ременные из настоящей кожи передачи и один мотор крутил кучу станков. Я этого уже не застал».

Затем заготовку шлифуют, полируют и отправляют филигранщикам.

Металлическое кружево

У филигранщиц в цехе очень тихо. Если прислушаться, кажется, слышно только дыхание мастериц.

Здесь требуется недюжинное терпение, аккуратность, сноровка. А еще – короткие натуральные ногти. Ювелир-филигранщик Нина Гаврилюк из серебряной проволоки вырезает и складывает будущие лепестки, бутоны и листья. Быстро орудует тонким пинцетом. Чтобы так же ловко собирать элементы узора, делится мастерица, нужны месяцы тренировки:

«Когда приходят ученики, в первую очередь они учатся делать детали. Потому что это очень сложно. А потом им уже дают делать изделия».

СПРАВКА: Считается, что филигрань появилась сначала в Египте. Технику подсмотрели греки, затем финикийцы и индийцы. А позже она появилась и на Руси. Отдельным видом ювелирного искусства филигрань, или как ее еще называли, скань, стала после XVII века.

Каждый элемент сначала приклеивают, затем готовый орнамент посыпается припоем и подвергается сварке. На одно изделие может уйти от нескольких дней до нескольких недель – все зависит от сложности и объема рисунка. После к посуде крепятся при необходимости ручки, подставки и другие элементы.

Игра цвета

Когда изделие полностью собрано, его снова чистят, полируют и передают в руки мастеров по эмали. Здесь чашки, блюдца и столовые приборы обретают индивидуальность.

Украшать вещи яркими пигментами человек научился еще в XV веке до нашей эры. Сегодня, как и тогда – на металл наплавляют стекло. Только уже в виде порошка. Красящий слой, смешанный с водой, наносят на поверхность с помощью бедрашпица – изящного инструмента. У него два наконечника – узкий и широкий. А ручка закручена в спираль. Мастер заполняет составом каждую «клеточку» рисунка, а затем убирает излишки влаги. Остается только запечь эмаль – чтобы не сбежала.

СПРАВКА: От цвета эмали зависит, при какой температуре ее будут обжигать. Диапазон колеблется от 700 до 900 градусов Цельсия. Во время запекания оттенок меняется, но по мере остывания становится прежним. А еще красящий слой подвергается усадке, поэтому у готового изделия лучше видны металлические перегородки ячеек.

Каждый этап производства – начиная с заготовки и заканчивая готовым изделием – под строгим надзором собственной службы контроля качества.

«Мы проверяем все с нуля, – объясняет специалист по качеству Елена Гокина. – В данной ситуации сначала обращаем внимание на эмаль, на качество прокладки и эмали, потом на покрытие, чтобы царапин не было. Чтобы удара нигде не было. Могут быть пузыри в прокладке эмали. Может быть и неровная поверхность, цвет не совпадать, согласно образцу. Это все мы учитываем при проверке».

И так – с каждой фазой: сделали, проверили, отправили дальше. Такой подход помогает избежать брака.

Хранители

С тех пор как мастера дома Карла Фаберже изготовили первое сувенирное яйцо, прошло более 130 лет. За это время эмалево-филигранная технология почти не изменилась. Это по-прежнему ручной труд, где качество и красота изделия полностью зависят от мастерства ювелиров. Они бережно хранят секреты производства, чтобы спустя столетия ажурные узоры с яркими пятнами эмали радовали глаз.