Подмосковный Парнас. Как создавался кусковский усадебный парк
Архитектурно-парковый ансамбль XVIII века, практически полностью сохранившийся в усадьбе Кусково, позволяет перенестись в пору ее расцвета. Во второй половине 1700-х годов под управлением графа Петра Шереметева усадьба стала одним из самых роскошных подмосковных мест (к Москве территория присоединилась в 1960-х). В гостях здесь бывали и знать, и венценосные особы, и простые люди. О том, как создавались ключевые усадебные строения, как проводили там время гости Шереметевых и как сегодня поддерживается первозданный вид, рассказал директор музея-усадьбы Сергей Авдонин.
Французская мода
С появления и до революции 1917 года усадьба Кусково принадлежала представителям одного из самых известных российских дворянских родов — Шереметевым. Участок, на котором расположена усадьба, в 1715 году купил у своего младшего брата Борис Шереметев — фельдмаршал, герой Полтавской битвы и Северной войны, ближайший сподвижник Петра I и первый в России граф. На купленной земле Борис Петрович ничего сделать не успел — он умер в 1719-м. В те времена усадьба занимала 230 гектаров (сегодня — 26), в нее входили также охотничьи угодья, окрестные поля и луга.
Масштабное строительство в 1740-1770-е годы развернул здесь его сын Петр. Над созданием архитектурного ансамбля трудились Юрий Кологривов, Карл Бланк, а также крепостные архитекторы Федор Аргунов и Алексей Миронов.
Задолго до постройки главного дома усадьбы (дворец возвели лишь к 1775 году) Шереметев начал обустройство французского регулярного парка. Мода на парки, подобные французскому Версалю, — подчиненные строго выверенной симметрии, полные разнообразных курьезов и архитектурных диковинок, — пришла в Россию именно в то время. Сегодня кусковский парк — единственный сохранившийся в Москве пример французского регулярного парка.
Пышные цветники, ковры из зелени и искусственно созданные рощи плодовых деревьев пересекли аллеи. В парке обустроили 17 водоемов. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом», — писал исследователь Москвы, историк Михаил Пыляев.
Усадьба быстро стала любимым местом летних увеселений друзей графа. «Подмосковный Парнас» — так с восхищением называли ее гости многочисленных грандиозных праздников Шереметева. В Большой каменной оранжерее, построенной в 1763 году, выращивали персики, абрикосы, ананасы, виноград и кофе, а на небольшой круглой площадке в ее центре можно было танцевать. На 300-метровом канале напротив дворца проводили веселые «морские парады» и разыгрывали шуточные баталии. В усадьбе веселилась не только знать — погулять по парку могли и простые люди.
«По воскресным и праздничным дням бывает в селе Кускове гулянье; для того съезжается великое множество из Москвы знатнейших особ, купечества и простого народа, где по гостеприимству и ласковости хозяина знатнейшие особы и дворянство бывают с удовольствием угощаемы», — говорится в «Историческом и топографическом описании Московской губернии» 1787 года.
После смерти Петра Борисовича хозяином усадьбы стал фельдмаршал Николай Петрович Шереметев, а потом — известный благотворитель Дмитрий Николаевич Шереметев. Все владельцы относились к парковому ансамблю очень серьезно и вкладывали в него большие средства. Сохранилось штатное расписание усадьбы 1784 года, с указанием должностей и зарплат. Из него мы знаем, что кусковский садовник за год зарабатывал 700 рублей. Для сравнения: средняя зарплата в России в то время составляла от семи до 20 рублей в год.
Подарок Екатерины II
Среди знатнейших особ, которые посещали Кусково при Шереметеве, были польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Приезжала сюда и императрица Екатерина II. Первый ее визит состоялся в 1763 году. Спустя несколько лет, в 1775-м, в память об очередном ее приезде рядом с Большой каменной оранжереей установили колонну, изготовленную из подаренного императрицей мрамора. Ее увенчала статуя в виде молодой женщины в доспехах, плаще, шлеме с пернатым гребнем, с копьем в руках — так традиционно изображают древнеримскую богиню мудрости Минерву, с которой часто сравнивали Екатерину II.
В 1786-м перед дворцом появился подарок императрицы — мраморный обелиск. Его правительница преподнесла Петру Шереметеву по случаю завершения его службы и десятилетия заключения Кючук-Кайнаджирского мирного договора с турками. Текст надписи на обелиске она составила сама: «Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году, во время бытности его губернским предводителем московского дворянства». Адресат добавил над этими строками: «В незабвенную милость».
Сейчас мы знаем, что обелиск изготовлен из разноцветного мрамора, но это выяснилось не так давно — свой первозданный вид он явил во время реставрации 2019 года. До этого он казался серым — это был налет, которым мрамор покрывался в течение долгих лет. Сейчас его время от времени очищают.
Екатерина II была не единственным российским правителем, оставившим здесь подарок. В 1886 году усадьбу посетил император Александр III с супругой Марией Федоровной и цесаревичем Николаем. Они посадили здесь три дуба, которые можно увидеть и сегодня — деревья обнесены оградой, рядом есть памятная табличка.
Античные боги
В усадьбе Кусково сохранилась ценная, наиболее ранняя в Москве коллекция парковой скульптуры, собранная по большей части архитектором Юрием Кологривовым. В прошлом художественный агент Петра I, покупавший для императора произведения искусства за границей, в середине XVIII века Кологривов был советником Петра Шереметева.
В то время скульптура стала важным элементом регулярных усадебных парков. Статуи для украшения усадьбы Кусково закупали в Санкт-Петербурге, в Северную столицу их привозили из Италии. Трудно установить авторов работ, но по исполнению и качеству можно предположить, что сделали их в лучших мастерских.
В основном скульптуры представляют собой изображения античных богов — покровительницы охоты Дианы, бога вина Вакха, богини любви и красоты Венеры и многих других. Три скульптуры из кусковского собрания создали русские мастера, среди них «Аллегория реки Кусковки». Согласно описям, ее автор — один из представителей семьи Аргуновых.
Изначально в парке было 64 статуи, до сегодняшнего дня сохранилось 58. Время прошло для них не бесследно, но мы видим их такими, какими они были при первом владельце усадьбы. Реставрация, проведенная в 2019 году, вернула скульптурам их прежний облик.
Фетида, Наяда и Скамандр: портал «Узнай Москву» приглашает посмотреть на скульптуры в усадьбе Кусково Тайны дворянских цветников: на портале «Узнай Москву» появилась экскурсия по усадьбе Кусково
Лифт для «Эрмитажа»
Усадьба Кусково была задумана как парк, переносящий посетителей в разные страны Европы. Московский архитектор Карл Бланк, работавший здесь при Петре Шереметеве не меньше 20 лет и контролировавший работу над многими сооружениями, лично построил французский павильон «Эрмитаж» (1767) и Голландский домик (1749).
Усадебные «Эрмитажи» были очень популярны в XVIII веке — их использовали для приема особых гостей. Кусковский «Эрмитаж», в котором сегодня проходят выставки, в свое время был самым технологичным строением усадьбы. На второй этаж доступ имели только хозяева и их гости. Лестницы не было, попасть наверх можно было на своеобразном лифте — в кресле на специальном подъемном деревянном механизме с кожаными лентами. Еще один механизм мог поднимать и опускать стол — сервировав его на первом этаже, слуги отправляли его на второй. Подъемный механизм в Кускове не сохранился, но подобный можно увидеть в «Эрмитаже» в Царском селе (Санкт-Петербург). На месте лифта в кусковском «Эрмитаже» сейчас небольшая винтовая лестница.
Если «Эрмитаж» во времена Шереметевых был доступен только избранным, то Голландский домик, напротив, предназначался для увеселения всех посетителей усадьбы. В театрализованной форме он демонстрировал, как живут люди в далекой стране, которая так полюбилась Петру I. В доме жил артист, одетый по тогдашней нидерландской моде, он приветствовал гостей в этой части усадьбы. От дома шел спуск к воде; «голландец» выходил, звонил в колокольчик — и со всего пруда на кормежку собирались рыбы. По обе стороны домика для украшения возвели две беседки: Столбовую и Пагоденбург (в китайском стиле). Здесь гости могли отдохнуть во время прогулки.
Цветники, окружающие домик сегодня, воссозданы по чертежам и описям XVIII века. Подобраны именно те сорта цветов и овощей, которые выращивали здесь при Шереметевых: от гиацинтов и тюльпанов до моркови и капусты.
Недалеко от Голландского домика расположен двухэтажный Швейцарский домик. Это строение появилось в парке в XIX веке. Его создал главный архитектор Петергофа Николай Бенуа, восстанавливавший усадьбу после урона, нанесенного ей наполеоновской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый этаж расписан под кирпич — такой декор характерен для швейцарской архитектуры, второй украшен деревянной резьбой, традиционной для России. В этом доме жил Сергей Дмитриевич Шереметев, последний хозяин усадьбы Кусково.
Таинственный грот
Италия в Кускове представлена двумя строениями. Первое из них — Итальянский домик, построенный в 1754–1755 годах при участии Юрия Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. Двухэтажное здание выполняло двойную функцию: на втором этаже проходили приемы, а первый был чем-то вроде музея — здесь были выставлены редкости.
Вторым кусковским сооружением в итальянском духе стал созданный Федором Аргуновым грот с ракушечной внутренней отделкой. Мода на такой тип садово-парковой постройки, стилизованной под естественную пещеру (по-итальянски — la grotta) пришел в Россию в XVIII веке из Италии. Гроты строили около воды, гости спасались в них от жары — прохлада достигалась за счет очень толстых стен.
Кусковский грот возвели в 1761 году. Внутренней отделкой, в которой использовано 26 видов раковин из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, занимался декоратор Иоганн Фохт из Германии. В одной из комнат были выставлены диковинки, привезенные Петром Шереметевым из путешествий и подаренные ему друзьями.
Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове
После революции 1917 года усадьбу национализировали. Музей в гроте было решено сохранить, первых посетителей он принял в мае 1919-го. Однако музеи требовали определенных затрат, средств, которых у тогдашней власти не было, поэтому часть музейных зданий сдавалась в аренду. Известно, что до 1960-х годов в павильоне находилась пивная «Казбек». В 1970-е грот законсервировали, чтобы избежать разрушений. После масштабной реставрации 2019 года, коснувшейся и грота, он вновь открылся для посетителей.