Есть такое растение. Режиссер построил дом из материала будущего — конопли. Как это может спасти планету?

Рождение первой внучки заставило ирландского режиссера и продюсера Стива Бэррона задуматься о том, что он оставит после себя следующему поколению. Перспектива его не обрадовала: океан сильно засорен пластиком, земли находятся в плачевном состоянии из-за заболеваний и опустынивания, атмосфера загрязнена парниковыми газами, которые влияют на качество воздуха и здоровье населения. Бэррон решил внести свою лепту в спасение планеты — у него появилась идея построить экологичный дом из материала, который не только не усугубит состояние Земли, но и поможет ей восстановиться. Демонизация конопли и ее полезные свойства — в материале «Ленты.ру».

Есть такое растение. Режиссер построил дом из материала будущего — конопли. Как это может спасти планету?
© Lenta.ru

До появления внуков Бэррон активно занимался карьерой. Он успел поработать над несколькими большими проектами и стать одним из самых влиятельных режиссеров музыкальных видео 80-х годов. На счету Стива клипы на песни Take on Me группы a-ha и Billie Jean Майкла Джексона, а также сотрудничество с Мадонной, Полом Маккартни и Дэвидом Боуи. Помимо этого, послужной список Бэррона включает в себя десятки кино- и телепроектов, в том числе фильмы «Черепашки-ниндзя», «Яйцеголовые» и вышедший в 2021 году сериал «Вокруг света за 80 дней».

На 60-м году жизни Стив впервые стал дедушкой и задумался о том, как хочет провести следующие десять лет. Он пришел к выводу, что готов попробовать себя в новом, далеком от киноиндустрии занятии и решил инвестировать в масштабный проект, который принесет пользу как его семье, так и следующим поколениям. Так появилась идея создать собственную органическую ферму и построить дом с нуля. Бэррона не испугала неизвестность — он ничего не знал о фермерстве, однако нашел подходящую команду, которая помогла реализовать задуманное. На начальных этапах проекта режиссер часто сталкивался с критикой. Большинство уверяло, что полностью органическое земледелие — пустая трата денег, но Стиву и его партнерам удалось доказать обратное.

Плоский дом. Фото: Practice Architecture

Коровник и конопля

В 2016 году Бэррон приобрел 53 акра земли в графстве Кембриджшир на востоке Англии. На момент покупки участок находился в запустении — за ним давно не следили, вся территория заросла чертополохом. Дома не было, только старый коровник, на месте которого новоиспеченный владелец решился возвести новое жилье. Отыскав подходящий стройматериал, Стив принялся за работу. С разработкой проекта дома ему помогали архитектор Палома Гормли из лондонской фирмы Practice Architecture и исследователь биоматериалов из Кембриджского университета Дарил Шах. Пластик, бетон и другие традиционно используемые в строительстве материалы заменили коноплей — материалом, способным поглощать углекислый газ.

Для создания конопляной фермы Бэррону пришлось получить специальную лицензию. Она позволяет использовать волокно и семена конопли, однако требует немедленного избавления от листьев растения, в которых содержатся психоактивные вещества. Стив заручился помощью местных фермеров и в мае 2017 года посадил первые семена на плантации площадью 20 акров. Всего через сто дней был собран первый урожай, которого хватило для создания достаточного количества материалов. Основой стали металлический скелет старого коровника и конопляный бетон — внутреннее волокно конопли, смешанное с лаймом и водой. Бетон использовали для создания каркаса, залив готовую смесь в деревянные формы. Конопля присутствует и в облицовке дома — она состоит из биопластика, который получили в результате смешения стеблей растения и биосмолы.

Стив Бэррон внутри Плоского дома. Кадр: The Modern House / YouTube

Весь процесс, начиная с посева семян и заканчивая переездом семьи Бэррона в готовое здание, занял 18 месяцев. Обитатели дома используют только альтернативные источники энергии: систему отопления на биомассе, домашнюю ветряную турбину и солнечные батареи. Кроме того, планировка здания способствует экономному расходованию ресурсов. Три стены полностью состоят из окон, чтобы обеспечить отопление и освещение естественным путем. Стеклянное помещение — комната открытого плана — его хозяева используют в качестве гостиной. Помимо этого, в доме есть три спальни и кухня. Интерьер оформлен в минималистическом стиле и отличается большим количеством комнатных растений. По словам Стива, теплоизоляция, акустика и воздухопроницаемость в доме гораздо лучше, чем в любом другом здании.

Объект получил название Плоский Дом (Flat House), а сама ферма — Марджент (Margent Farm) в честь кустарников, которые окружают пахотные поля, тем самым создавая среду обитания для множества видов птиц и насекомых. На данный момент ферма официально считается органической. Бэррон продолжает выращивать коноплю, из семян которой производятся подносы, подставки, бальзамы и масла на продажу.

Волшебное растение

Присмотреться именно к конопле Стиву посоветовала подруга Фонда Денэм, которая впоследствии стала его бизнес-партнером и внесла существенный вклад в развитие фермы Марджент. Фонда родом из Канады, где в последние годы конопля особенно популярна из-за полезных для окружающей среды свойств. Бэррон прислушался к знакомой и занялся изучением вопроса. Свойства растения впечатлили Стива настолько, что он посчитал его «волшебным». Использование конопли избавило режиссера от необходимости выбирать, на решение какой проблемы бросить силы в первую очередь — очищение океана, восстановление почвы или сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу. Ведь конопля способна помочь справиться со всем вышеперечисленным.

Плоский дом, кухня. Фото: Practice Architecture

Уже на стадии посева семян конопля поглощает тонны углерода — около 15 тонн на один гектар плантации, что делает ее более эффективным методом борьбы с выбросами, чем деревья. Длинные, глубоко прорастающие корни этого растения помогают справиться с уплотнением почвы. Конопля быстро растет, а ее обработка практически не наносит вред окружающей среде. За счет этого и способности конопли поглощать химические элементы ее выращивание является углеродно-отрицательным. Содержание целлюлозы в конопле доходит до 60-70 процентов, что делает ее отличной альтернативой любому материалу, в том числе биопластику. Изделия из конопли — полностью натуральные, поэтому после выхода из строя относительно быстро разлагаются, тем самым спасая океан он загрязнения отходами.

Плоский дом — не единственный случай, когда в строительстве использовали конопляный бетон. Впервые этот материал применили в 1980-х годах. Однако особняк Бэррона полностью состоит из конопли, в то время как при строительстве других объектов на финальных стадиях использовалась более привычная штукатурка — и внутри, и снаружи Плоского дома можно увидеть ничем не замаскированную коноплю.

По словам Стива, во время строительства жилья с ним связалось около трехсот архитекторов, не задействованных в проекте, но заинтересовавшихся идеей. Режиссер уверен, что отрасль нуждается в надежной замене привычных материалов, способной сократить наносимый строительством вред планете. Однако в случае с коноплей есть проблема — в Великобритании производство растения контролируется Управлением по лицензированию наркотиков и огнестрельного оружия, которое является подразделением Министерства внутренних дел, а не Департаментом окружающей среды, продовольствия и сельских районов (DEFRA). Это касается и промышленной конопли, содержание психоактивных веществ в которой находится на низком уровне. Стив считает такое положение вещей нелепым.

Ферма Марджент. Фото: Practice Architecture

Коноплю демонизируют из-за родства с марихуаной — оба растения являются разновидностями Cannabis sativa. Как отметил Бэррон, лицензию на выращивание конопли выдают редко, при этом закон запрещает использовать листья и цветы растения, в которых содержится ценный из-за своих оздоровляющих свойств каннабидиол (CBD). CBD, в отличие от тетрагидроканнабинола (THC), не обладает психоактивными свойствами. Каннабидиол используют в маслах, однако его применение в медицине до сих пор стоит под вопросом, требующим дополнительных исследований. В то же время в Британии разрешено импортировать каннабидиол из других стран, что мешает местным фермерам полностью использовать урожай конопли и дает преимущество крупным корпорациям и зарубежным производителям.

Создание Плоского дома вдохновило Палому Гормли на основание некоммерческой исследовательской организации Material Cultures. Вместе с архитекторами Саммер Ислам и Джорджем Массудом она управляет сообществом, которое изучает применение натуральных материалов в строительной отрасли. Гормли и ее партнеры выступают за то, чтобы коноплю начали использовать массово.