Лепим со свистом!
Уютная и узнаваемая кожлянская игрушка наряду с дроняевской посудой давно стала одной из визитных карточек области. Казалось бы, сделать глиняную свистульку – дело нехитрое. Но это только на первый взгляд. Кожлянские традиции зародились на рубеже XVII-XVIII веков и бережно передаются из поколения в поколение. А как именно передаются, разузнал наш корреспондент. Училась у Валентины Ковкиной Наталья Маслова – народный мастер России, художница Центра народных традиционных промыслов Курчатовского района. Оба её деда – гончары из Дроняево, но сама Наталья выбрала кожлянскую игрушку. Хотя, уточняет мастерица, скорее, кожлянская игрушка выбрала её. Дело в том, что уроки труда в школе, где училась Маслова, вела Валентина Ковкина – одна из лучших кожлянских мастериц. Работы Ковкиной и Ольги Дериглазовой украшают экспозиции музеев Москвы и Санкт-Петербурга. – На уроках Валентины Венедиктовны мы погружались в лепку, и это было так интересно, что в итоге с керамикой я связала свою жизнь, – рассказывает мастерица. – Считаю, кожлянская игрушка – моё призвание. Восемь лет назад я была в Венгрии на днях русской культуры, где нашу игрушку покупали очень охотно. Точно знаю, она есть в Австралии, в Японии. Но вообще специально за судьбой своих работ не слежу и не знаю, сколько их успела сделать. Главное, чтобы они приносили радость людям. Технология создания кожлянской игрушки сохраняется веками. Но время все же вносит свои коррективы. – Изначально игрушка была более статична, сейчас более игрива, – объясняет Маслова. – Например, в руки персонажу можно дать сердечко. Изначально так не делали. Но почему бы и нет. Или вложить в руки три цветка, а не один, как делали в старину мастера для экономии времени и глины. Изменяются сюжеты, но здесь важно чувствовать меру, чтобы не отойти от традиций. Иногда, впрочем, мастера создают очень необычные изделия. Многие из тех, кто был на Коренской ярмарке, видели Емелю из глины, лежащего на траве. Кстати, фигура эта разборная, целиком в печь не вместилась. А сделали её в Дроняево. Свист злых духов отгоняет Изначально кожлянскую игрушку раскрашивали анелиновыми красками. Сейчас их нет. С 70-х годов ХХ века мастера перешли на гуашь, добавляли в неё немного молока, сахара и яйцо, чтоб не окрашивались пальцы. А с начала 2000-х у мастеров в ходу акриловая краска. И с ней тоже все непросто. – Сквозь краску в кожлянской игрушке должна немного просвечивать глина, – говорит мастерица. Обжигают теперь кожлянскую игрушку не в дровяной печи, как встарь, а в электрической. – В дровяной печи может быть недожог, а в электрической обжиг равномерный, — отмечает Наталья Маслова плюсы технического прогресса. – Если не учесть все нюансы, свистулька не засвистит. А свист и музыку дарит и, как гласит поверье, злых духов отгоняет. А заодно лёгкие разрабатывает. Орнамент игрушки тоже пришёл из глубины веков. Предки наблюдали за природой и переносили увиденное в роспись и вышивку: зерна точками обозначили, речку – волной, землю – решёточкой. А еще, говорят, глина вбирает в себя плохие мысли, дарит взамен радость и позитив. Все, кто побывал на мастер-классах мастерицы, успели в этом убедиться. У профессионала на создание игрушки уходит от пяти до двадцати минут, а новичку может понадобиться час и больше времени. А самый большой комплимент мастеру, когда на время мастер-классов дети откладывают в сторону гаджеты и, погружаясь в мир керамики, забывают о них. Справка «КП» История народного промысла началась с дроняевского глинища. Трудолюбивые мастера, жившие вблизи, издревле изготавливали посуду. Соседи-кожлянцы решили, что тоже не лыком шиты, но их глина оказалась тяжела. Кожля от Дроняево в добрых десяти километрах. Лёгкой глины не наносишься. Тогда кожлянцы решили делать игрушки: и много глины на них не нужно, и радуют глаз! Сейчас мастера переезжают в новый дом в Иванино – село в Курчатовском районе. Школа, на базе которой прежде создавались кожлянская игрушка и дроняевская посуда, закрылась. – Переезжаем буквально на днях, – говорит мастерица. – Будем обживать новый дом и готовиться к празднику «Кожляночка», который состоится 10 сентября. Вероника Тутенко