Ускользающая красота

Жители городов уже привыкли к пластиковым стеклопакетам, установленным в квартирах. Но всё же и по сей день в Курске можно встретить деревянные окна, украшенные в русском стиле резными деревянными наличниками различной формы и окраски. Наш корреспондент прошёлся по улицам и пообщался с владельцами живописных теремов. Курск деревянный «Город не тот, что был двадцать лет назад», – говорят гости, давно не видевшие Курск. С одной стороны, город становится более современным, появляются новые места отдыха, такие как Утиный остров и Новая Боевка. С другой – медленно и безвозвратно уходит старый Курск… Особенно уязвимы перед временем деревянные дома. – Что-то уходит, что-то приходит на смену, – замечает по этому поводу заместитель директора по научной части Курского областного краеведческого музея Игорь Плаксин. – Мы же не переживаем по поводу того, что уходят в прошлое дома XVI века. Ситуация такова, что сохранится ли тот или иной частный старинный дом – зависит от его владельца, и не только от его личного желания, понимания того, в каком он доме живёт, но и от финансовых возможностей. Каково живётся в старинном здании? Жители дома с резным фасадом по адресу: ул. Щепкина, 25, рассказывают, что дом их добротный, зимой в нём тепло, а летом прохладно. Сделан он из дуба, вот только возраст всё равно сказывается, требуется кое-какой ремонт. Дом с резной отделкой неизменно привлекает ценителей старины. – Бывает, приезжают специально узнать об этом историки, были, например, из Липецка специалисты, фотографируют, спрашивают, – делится с нами одна из жильцов Татьяна. – Однако сказать по этому поводу мне особенно нечего. Сама я здесь проживаю с 1976 года, знаю только, что дому более ста лет. Самые старые районы 990-летнего города – это Стрелецкая и Казацкая слободы, Ямская, Пушкарная. – Эти уголки города наиболее достоверно передают, каким Курск был в прежние годы, – замечает главный специалист отдела традиционной культуры Курского областного Дома народного творчества Роман Наретя. – У меня, как у человека, выросшего на улице Бочаровской, древний Курск ассоциируется с природой. Резные домики, а порой и просто мазанки, которые я помню, непременно должны отражаться в Кривце, Тускари или окаймлять Хохлов лес. Сейчас к подлинным элементам зданий добавляются современные вывески, системы слежения, вентиляции, электропроводки, газоснабжения и водоотведения. У каменных домов, конечно, больше шансов пережить время, чем у деревянных. Так, Курский археологический музей находится в единственном сохранившемся в городе светском здании второй половины XVIII века – доме купца Хлопонина. Оно построено в архитектурном стиле Московской Руси XVI–XVIII веков. Иногда в архитектурном облике города появляются необычные акценты – помимо традиционных домов, присутствуют строения в неоготическом стиле. Одно из них – усадьба Нелидовых. Ещё одно строение с приметами модернизированной готики – здание бывшего электроаппаратного завода, когда-то самое протяжённое в Курске. В 1794 году здесь располагалось главное народное училище. В годы Великой Отечественной войны оно было сожжено, а в 1950 году восстановлено и надстроено. Главных корпус с тех пор венчает башня со шпилем, украшенным флюгером. И, конечно, жемчужина курской неоготики – здание с интересной и таинственной историей – старинный костёл, возведённый в 1896 году. Но дух патриархальности остаётся, притом что, к сожалению, нет целиком сохранившихся улиц, как нет типично курского орнамента. К слову, старые резчики славились своими изысками. – Наличники, ставни, розетки, полотенца и причелины фасадов были неимоверно богаты, – продолжает Роман Наретя. – Но похожее убранство можно увидеть и в Рыльске, и в Дмитриеве, и в Обояни… А в Курске, если пройтись в сторону Цыганского бугра с лестницы, идущей от улицы Овечкина под гору к Нижней Луговой, справа есть двухэтажный кирпичный дом, на который стоит обратить внимание. Он прост, но безупречно красив. Пожалуй, эти места стоит показать туристам и, пожалуй, законодательно запретить в пределах старых кварталов строительство выше двух этажей, чтобы не искажать хотя бы нынешний исторический облик города. Так поступили в Суздале. Люди живут в купеческих теремах, в домах мелкопоместных дворян, но не меняют планировку, не вторгаются в геометрию крыш, не сносят перегородки. В Курске тоже много и старых зданий, и новоделов, достаточно хорошо стилизованных под старину или в псевдостаринном стиле. На радость детям К слову, интересные строения не только исчезают, но и появляются на улицах города. Так, в соцсетях набирает популярность деревянный терем на Первой Тульской, мгновенно ставший арт-объектом. Дизайн необычного домика житель улицы придумал сам. Сделан терем из подручных средств – сухих деревьев, корней, найденных в близлежащей Знаменской роще. Нам повезло застать автора строения дома. Сергей признался, что не любит лишнего внимания к собственной персоне, а вот интерес к терему, признаётся, напротив, приятен. – Ни строительством, ни какими смежными делами я никогда не занимался, открыл этот талант неожиданно сам для себя уже на пенсии, – говорит Сергей. – Коренья для отделки привожу из рощи на тачке. Там их черви едят, а здесь они обретают вторую жизнь. Не всегда сразу приходит понимание, что корень – тот самый. Иногда несколько раз мимо приходится пройти, прежде чем понять – пригодится ли для работы. Знакомые хвалят мастера, художники удивляются, спрашивают: «Что за техника? Где учились?». Хозяин только разводит руками. Недавно терем хотели даже купить. Предлагали 150 тысяч, но хозяин отказал. Зато детям, да и взрослым разрешается не только подходить к необычному дому, но и забираться внутрь. Отпирается избушка аккуратным деревянным ключом. Внутри неё находятся скамьи и столик. От оленей до птиц Ещё один интересный курский терем вот уже несколько лет радует глаз на улице Дружининской. Его кружевной отделкой в русском стиле занимается резчик по дереву Евгений Коростелёв. В отчий дом мастер вернулся с семьёй после того, как не стало родителей. Тогда же пришла идея сделать родовое гнездо особенным. Домочадцы сначала удивились задумке, а потом согласились: пусть на улице поселится сказка. И старый, почти развалившийся дом вздохнул, помолодел, приосанился. По стенам полетели птицы, над входом подняли головы олени. Правда, в последнее время процесс пришлось приостановить – много другой работы. – Выхода на пенсию, как я это себе представлял, не получилось, – говорит Евгений Коростелёв. – Поступают заказы на изготовление межэтажных лестниц, мебели. Поэтому сейчас нет времени на хобби. Символизм в русском зодчестве Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил – «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных. Оформление окна дома – своеобразная картина мира. В верхней части – небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги – изображается как волнистая линия или отчётливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек. Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами». Все части наличника соотносятся со сторонами света и временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов. Так, самым, пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле. Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве: в центре – солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда. Вероника ТУТЕНКО Фото Николая Сидоренко

Ускользающая красота
© Курская правда