Архитектор большой страны: Главархив об Александре Власове
В День архитектуры столичный Главархив знакомит с историей жизни главного архитектора Москвы и президента Академии Архитектуры СССР Александра Власова, а также материалами из его личного фонда. Особый интерес среди этих артефактов представляют архитектурные проекты, эскизы, наброски, фотографии и макеты сооружений знаменитого конструктивиста. Документы архитектора передала в архив его невестка Ирэн Власова.
Александр Власов родился в 1900 году в Тверской губернии. Его отец был ученым-лесоводом и работал на мануфактуре у Саввы Морозова, а мать вела домашнее хозяйство. В их семье воспитывалось восемь детей. В 1918 году юноша окончил гимназию и поступил на архитектурное направление Московского политехнического института, но завершить учебу не смог по семейным обстоятельствам. В связи с чем два года работал учителем и преподавал рисование, историю, а также географию. Вернулся в Московский политехнический институт Александр Власов только осенью 1920 года.
В то время на архитектурном отделении инженерно-строительного факультета, где возобновил обучение Власов, преподавали знаменитые архитекторы братья Веснины, основатели нового авангардного направления в искусстве – конструктивизма. Конструктивисты провозглашали отказ от «искусства ради искусства», считали, что искусство теперь призвано служить производству, а форма должна быть функциональной. Их методу была свойственна геометрическая строгость, и такой подход активно использовался в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов-коммун, клубов и даже дворцов культуры. Уже в студенческие годы преподаватели заметили одаренность Александра и начали привлекать его к проектированию конкурсных строительных объектов. А один из братьев Весниных, Виктор, стал не только учителем Александра Власова, но и другом на многие годы.
С 1923 по 1928 годы Власов вместе с другими студентами представил на всесоюзные конкурсы проект Жилкоммуны в Краснодаре, проекты Дворцов Труда в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, типовые проекты жилых рабочих домов для Ярославля и Иваново-Вознесенска, проект грязелечебницы в Крыму у озера Майнаки и проект кинофабрики «Совкино». Все предложения были соответствовали духу времени и неизменно получали премии. Мы и сегодня можем любоваться этими памятниками эпохи.
После защиты диплома архитектор Власов стал преподавать на кафедре архитектурного проектирования, а затем с появлением Всесоюзного Архитектурно-строительного института (ВАСИ) занял в нем должность заместителя директора, продолжив педагогическую деятельность на кафедрах проектирования и рисунка. В 1929 году он, Каро Алабян и Аркадий Мордвинов основали Всероссийское общество пролетарских архитекторов (ВОПРА). Молодые архитекторы декларировали «создание классовой пролетарской архитектуры на основе механизации, стандартизации и достижений строительной техники, призванной обслуживать потребности пролетариата и новый коллективный быт».
Одними из самых плодотворных в творчестве Александра Власова были 1930-е годы. Во главе бригады ВАСИ в 1931 году он выполнил конкурсный проект Дворца Советов, получивший впоследствии первую премию. Затем, когда в 1932 году все архитектурные общества и организации были объединены в единый Союз Советских архитекторов, Власов начал активно участвовать в деятельности нового союза. Одновременно он работал в I архитектурной мастерской Моссовета под руководством академика Ивана Жолтовского и руководил аспирантами на факультете архитектурного усовершенствования во Всесоюзной академии архитектуры. За эти годы Власов создал больше 30 проектов, и почти все они оказались отмечены наградами. Среди его работ в тот период: московский Крымский мост, музыкальный театр в Иванове, интерьеры для Московского Дома пионеров, Дома мастеров искусств и Дома архитекторов в Москве, планировка курорта «Боровое» в Казахской ССР. В 1934 году Александра Власова назначили главным архитектором Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. Здесь, при работе над генеральным проектом, в полной мере проявились его детская увлеченность работой отца в лесничестве, тонкое понимание природы и умение вписать ее проявления в городской пейзаж. Помимо общей планировки Власов разработал в парке и отдельные элементы, так были построены большой фонтан, набережные центрального парка и Нескучного сада, водная станция, трибуны и ресторан. Кстати, за свой план Власов в 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
В Москве за свою архитектурную работу в 1940 году Александр Власов тоже был награжден - Орденом Трудового Красного Знамени. В Великую Отечественную войну архитектор находился в эвакуации в Чимкенте, где продолжил преподавательскую и научную деятельность, и вместе с тем создал архитектурные проекты Центрального парка города, сельскохозяйственной выставки и типовых жилых домов. Но уже летом 1944-го Власова ждал новый город - он был назначен главным архитектором Киева, который оказался разрушен на 40%. Власову пришлось проявить организаторские способности, чтобы возобновить работу Союза архитекторов Украины и срочно обеспечить жильем людей. Так появился проект восстановления города, в котором Александр Васильевич разработал не только общую концепцию, но и занимался реконструкцией главной улицы Крещатик, а еще спроектировал городской парк на склонах Днепра и Труханова острова и малоэтажную жилую застройку окраинных районов.
В мае 1950 года Александр Власов возвратился в столицу - теперь он был назначен начальником Управления по делам архитектуры и Главным архитектором Москвы, а еще через пару лет его избрали президентом Академии Архитектуры СССР. Но и на высоких постах Власов проявил себя вдумчивым и разумным экспертом, так к особой его заслуге относят борьбу с идеей Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева о реконструкции Московского Кремля. Москвичи могут быть благодарны Власову еще и за разработку плана развития юго-западной части города с просторными магистралями, уютными дворами и удобной инфраструктурой. А в 1955 году творческий коллектив под руководством архитектора подарил городу комплекс спортивных сооружений в одном из самых живописных районов – Лужниках.
Власов был вместе с тем замечательным графиком, и в студенческие годы проявил себя талантливым рисовальщиком и знатоком истории искусств. Графические работы и рисунки из личного фонда архитектора представлены городскими пейзажами и произведениями печатной графики. Обладая большим чувством юмора, он с удовольствием рисовал шаржи и карикатуры на своих приятелей и коллег. Среди портретов, принадлежащих его руке, также сохранились изображения жены и сына. Особую нежность Власов испытывал к творчеству архитектора, графика и теоретика искусства Джованни Батиста Пиранези, работавшего в технике офорта. Автолитографии и офорты составляют еще одну группу графических работ в фонде. Под влиянием стиля итальянца советский архитектор создал серию офортов «Индустрия». В конце жизни он работал в основном в технике акварели, проявляя в ней хорошее чувство композиции и материала. Скончался Александр Власов в 1962 году после тяжелой болезни и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Документы личного архива Александра Власова хранятся в Главархиве Москвы. Познакомиться с ними можно в читальном зале (адрес — Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1) по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00.