«Мои картины – словно кроличья нора из "Алисы в Стране чудес"» – художник Глеб Солнцев
Выставка картин с элементами дополненной реальности «Кристаллизация момента» художника Глеба Солнцева прошла в «Белой галерее» в Новосибирске. Организаторами выступила Sheverev Gallery. Рядом с каждой картиной располагался QR-код, при взаимодействии с которым любой зритель мог открыть дополнительные грани заинтересовавшего его предмета искусства.
Светский обозреватель BFM-Новосибирск Ирина Мжельская взяла у Глеба Солнцева интервью, в котором поинтересовалась, как он пришел к такой идее и на какую аудиторию рассчитано подобное творчество.
– На каких зрителей рассчитано современное искусство? Кто покупает современные предметы искусства, подобные тем, что мы увидели на выставке «Кристаллизация момента»?
– Есть два вида покупателей: инвесторы и люди, которые попадают в резонанс. На самом деле искусство резонирует с человеком, холст ли это, инсталляция или перформанс. Если у тебя с предметом искусства происходит некое сердечное совпадение, то есть ты встречаешь что-то, с чем ты резонируешь, что задает какие-то вопросы или, напротив, на них отвечает, то ты это приобретаешь.
Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск
Есть и такие люди, которые инвестируют в искусство. Кто-то вкладывает во фьючерсы, кто-то покупает недвижимость. Но инвестировать в современное искусство – это всегда риск. И все-таки находятся желающие рискнуть, обожающие все новое. Одни предпочитают старый «роллс-ройс», другие – суперсовременную спортивную машину. Так вот, мое искусство – для вторых. В нем я постоянно пробую что-то новое, и мой зритель – это человек, который открыт всему новому и жаждет новых ощущений. Не стабильных каминных эмоций, а чего-то будоражащего, искрящегося, ставящего вопросы, расширяющего сознание.
Недавно я выступал на конференции вместе с ученым в области нейронауки Татьяной Черниговской, и она заявила: «Чтобы не состариться очень быстро, нужно все время ходить разными тропами». Современное искусство – это и есть разные тропы, которые расширяют твой собственный горизонт.
– Представители каких стран покупают твои картины и есть ли различия между ценителями твоего искусства в зависимости от их географического местоположения?
– Никаких различий между ними нет. У меня есть продажи в Германии, Англии, в последнее время много покупателей из Португалии. Кстати, там в октябре должна была состояться моя персональная выставка, но, к сожалению, сорвалась из-за происходящих в мире событий. Довольно много покупателей из Бразилии, и надо понимать, что все это – не русскоговорящие люди.
Глеб СОЛНЦЕВ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск
Я не веду никакой статистики и никогда не думаю о том, кто купит мою работу. Просто создаю то, что резонирует со мной. Если это резонирует еще с кем-то – мне только приятно. Кто-то хочет возделывать клубнику, а кого-то тянет полететь в космос, совершать открытия, вглядываться вперед.
Помню, когда я летал к Далай-ламе, он мне сказал, что единственная проблема современного человека – это то, что он мыслит границами. За последние 10 тысяч лет человек никак не изменился физически, никакого эволюционного развития у него не происходило. Поэтому и в России, и в Европе, и в Америке люди абсолютно одинаковы.
– Как вы пришли к тому, чтобы использовать дополненную реальность в своем искусстве?
– Собственно, дополненная реальность – это мой выход из зоны комфорта. Потому что у меня академическое художественное образование, я учился быть классическим художником более 12 лет. И классическое искусство утверждает, что художник дистанцируется от зрителя. Согласно этому постулату, моя картина является законченной вещью и не имеет права быть измененной. А мне всегда это не нравилось, всегда хотелось, чтобы зритель мог взаимодействовать с моей картиной.
Познакомившись с технологией дополненной реальности, три года назад я опробовал ее в московском «Гоголь-Центре». Это была абсолютнейшая магия – люди перестали быть просто зрителями, они стали участниками!
Фото BFM-Новосибирск
– Как работает эта технология, какие устройства для нее требуются?
– Все необходимые технологии давно находятся в наших карманах. Это те самые гаджеты, с которыми мы засыпаем вечером и к которым тянемся, едва проснувшись утром. Когда я понял, что могу взаимодействовать со зрителем через смартфон, все соединилось в одно целое. И сейчас на групповых выставках вы можете видеть толпы людей именно у моих картин. Потому что человеку больше не нравится быть просто наблюдателем, он стремится стать участником.
При работе с разработчиками программного обеспечения я всегда настаиваю, чтобы использование этой технологии было максимально простым. Вот зритель достал телефон, навел его на QR-код – и тут же получил обратную реакцию.
Для меня главное, что картина больше не является двухмерным предметом интерьера, сейчас это – словно кроличья нора из «Алисы в Стране чудес». Теперь это хаб, через который ты можешь получить новые ощущения и стать соучастником творческого процесса.
Глеб Солнцев родился в 1982 году в Тбилиси. Долгое время проживал на индонезийском острове Бали, потом вернулся в Москву, в данный момент вновь находится в длительном путешествии. Закончил Серовское художественное училище, Московский государственный университет печати, Институт современного искусства и Московский городской педагогический университет. Для оформления афиши «Кристаллизация момента» была использована картина «Серф гвардеец» размерами 130х100 см, стоимость которой оценивается в 260 тысяч рублей.
Читайте также: Красоту женского тела и женской души показала на своей фотовыставке Марина Ходош.