Особняк Олениной-Думнова: возраст ему к лицу
В Москве у Чистых прудов находится старинный особняк, который вот уже более двухсот лет украшает Малый Кисловский переулок. Причина его привлекательности – не только талант русского архитектора, автора гражданских и церковных зданий в столице и Подмосковье Павла Самарина, но и грамотная реставрация, проведенная 10 лет назад. В советское время здание было передано Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел. Но и до этого момента жизнь особняка была полна интересных событий. В XVII веке Иван Грозный поселил недалеко от своего опричного дворца кислошников – людей, которые занимались приготовлением солений и кваса. Так в Москве появилась Кисловская слобода. Позднее, в XVIII веке, этот район облюбовали аристократы. В Малом Кисловском переулке большой участок земли приобрел вахмистр конной гвардии Николай Наумов. Его усадьба располагалась на месте современных зданий под номерами 3 и 5. Двухэтажные каменные палаты, сохранившиеся в основе дошедшего до нас строения 5А, стояли торцом к переулку, как было принято до указа Петра I, требовавшего «лицезреть фасад» только с проезжей части. В 1761 году усадьбу купил подпоручик конного полка Николай Оленин и его супруга Анна Семеновна, статская советница, урождённая княжна Волконская. На нее и записали дом. Возле особняка тогда был разбит сад, площадь которого в два раза превосходила современное владение. Со стороны сада располагался и вход в дом – его без труда можно обнаружить и сегодня. В 1763 году у Олениных родился сын Алеша, который стал прототипом Митрофанушки, героя пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Юный Алексей до 19 лет слыл на всю Москву невеждой, но когда ему в руки попало фонвизинское произведение, он узнал в Митрофанушке себя и принял твердое решение измениться к лучшему. В дальнейшем Алексей Николаевич добился больших успехов: пройдя обучение в Дрезденской артиллерийской школе и в Страсбургском университете, он стал членом Российской академии наук, Академии художеств, а затем – членом Государственного совета. Что касается Анны Семеновны, то она скончалась во время трагических событий 1812 года, после великого пожара. В том же году ее наследники продали особняк. В 1832-1833 годах в нем проживала семья Ивана Сергеевича Тургенева, а в 1840-х годах здесь после возвращения из ссылки жил у своего шурина декабрист Захар Григорьевич Чернышев. В 1873 году владельцем дома стал музыкант, ученик и друг Чайковского Владимир Шиловский. Петр Ильич часто гостил у него. А через 20 лет особняк приобрел издатель и книготорговец Владимир Васильевич Думнов. В 1894 году по его заказу архитектор Павел Михайлович Самарин перестроил дом. Именно тогда главный вход в особняк был перенесен в торец здания со стороны Малого Кисловского переулка, а фасад был оформлен в стиле неоклассицизма. В портик с четырьмя коринфскими полуколоннами Самарин вписал малые ионические колонны, обрамляющие три больших окна, а полукруглые арочные ниши крайних окон декорировал лепниной и бюстами барочных дам. В треугольном фронтоне дома он расположил инициалы хозяина «ВД», выведенные на щите, который держат в лапах два льва. Конечно, это не герб, а просто вензель: Думнов не был дворянином. После 1914 года в особняке разместилось издательство «Искусство», а в середине 1960-х дом занял консульский отдел посольства Японии. В 2014 году здесь завершилась реставрация, которая проводилась на средства ГлавУпДК. Был проведен капитальный ремонт всех строений с элементами реставрации. На участке снесли позднейшие застройки, разобрали переходы между строениями, воссоздали ограду по Калашному переулку. Также выполнялись работы по усилению фундаментов, сводчатых перекрытий, стен подвала, раскрывались заложенные ранее оконные и дверные проемы. В исторических интерьерах были отреставрированы художественные паркеты, камины, лепной и штукатурный декор стен и потолка, мраморные подоконники, все оконные и дверные заполнения. Мастера отремонтировали скобяные изделия и сохранившиеся осветительные приборы. Особо стоит отметить реставрацию интерьерной и фасадной скульптуры, многочисленных барельефов и горельефов. Покрытие кровли было заменено на аналогичное историческому с соблюдением технологии укладки. Также во время работ с применением новейших мировых технологий заменили все инженерные системы внутри зданий и на дворовой территории. Внутридворовая территория была благоустроена, перепады рельефа ограничены подпорными стенками. осле реставрации в честь 200-летия дипломатических отношений между Россией и Швейцарией старинная московская усадьба была отдана под резиденцию посла Швейцарии. Фото: сообщество «Департамент культурного наследия города Москвы» в соцсети «ВКонтакте», mos.ru