Саркофаг с мумией и кружок интеллигенции: история особняка Морозовой на Смоленском бульваре
Три года назад завершилась масштабная реставрация знаменитого особняка Маргариты Морозовой на Смоленском бульваре. А в октябре этого года специалисты закончили плановые работы по ремонту фасадов. Сегодня каждый может увидеть это здание таким, каким оно было более 120 лет назад.
От усадьбы до дома пионеров
Смоленский бульвар, а также соседняя улица и площадь получили название от одноименной дороги, которая пролегала в этом районе. Активная застройка местности началась в XVIII веке, когда здесь стала селиться знать. Старинные доходные дома, усадьбы, особняки до сих пор украшают бульвар по обеим сторонам. Особняк Маргариты Морозовой выделяется на их фоне фасадной частью, украшенной элегантной полуротондой.
В начале XIX века на этом месте находилась усадьба супруги генерал-майора Павла Глазова — обер-полицмейстера Москвы и Санкт-Петербурга. Его имя сейчас носит переулок, расположенный по соседству со Смоленским бульваром. Главный дом усадьбы был деревянным, одноэтажным, с мезонином на каменном цоколе и обложен кирпичом. Крылья, соединявшие главный корпус с уличными флигелями, построены из камня. В центре находилась полукруглая ротонда с колоннами и лестничными сходами в палисадник. В течение нескольких десятилетий усадьба переходила к разным владельцам, каждый из которых вносил свои изменения в ее внешний облик.
В 1879 году владение купил крупный торговец чаем Константин Попов. При нем главный дом и флигели перестроили в кирпиче и увеличили в объеме, а фасады выполнили в стиле неогрек. Проектом руководил знаменитый петербургский архитектор Александр Резанов, занимавший в те годы пост ректора по архитектуре Императорской Академии художеств. Это был не первый опыт сотрудничества предпринимателя и архитектора. Несколькими годами ранее Резанов выстроил для Попова здание Пассажа на Кузнецком Мосту, где в 1882 году открылась первая в столице телефонная станция.
Ордерный декор перестроенной веранды напоминал мотивы греческой классики, а интерьеры дома представляли собой необыкновенный сплав различных стилей и культур: мавританского, помпейского, охотничьего, римского, греческого. Во время реставрации в 2017–2019 годах специалисты уточнили, что ориентиром при создании интерьеров послужил Владимирский дворец в Санкт-Петербурге, построенный Резановым в 1867–1868 годах году и ставший эталоном стиля историзм в России.
Свой нынешний вид здание получило в 1894 году, когда произошла его перестройка уже для нового владельца — фабриканта Михаила Морозова. В качестве архитектора был приглашен Виктор Мазырин, который увлекался Востоком, мистикой и спиритизмом и считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид. В одной из поездок в Египет чета Морозовых приобрела саркофаг с мумией, а Мазырину был дан заказ на постройку под нее зала. Помимо саркофага, в нем разместили скульптуры сфинксов. Впрочем, в особняке мумия находилась недолго: в 1895 году ее передали в Румянцевский музей, а сейчас она представлена в Египетском зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Восточные узоры гостиной напоминали гостям лучшие образцы арабского декоративного искусства. А помещение зимнего сада Морозов приспособил для своей коллекции живописи. В нее, помимо прочих, вошли картины художника Валентина Серова, написавшего портреты самого фабриканта и его сына Мики.
После смерти хозяина его вдова Маргарита Морозова открыла в доме кружок московской интеллигенции, который посещали композитор Александр Скрябин, оперный певец Леонид Собинов, писатель Андрей Белый и другие.
В 1910 году Морозова продала особняк семье Ушковых. Они были владельцами усадьбы вплоть до Октябрьской революции. В 1920-х годах здесь разместили районный комитет компартии, а спустя некоторое время открыли филиал Дома пионеров Киевского района Москвы.
С 2017 года в бывшем особняке Маргариты Морозовой находится Российский институт стратегических исследований.
Новая жизнь старинного особняка
Здание не реставрировали с конца 1980-х годов, когда его планировали приспособить для нужд Президиума Верховного Совета СССР. К началу работ в 2017 году в особняке наблюдались протечки, подтеки, отслоения штукатурки. Лепной декор был частично утрачен, а на мраморных конструкциях фронтона главного входа образовались трещины.
Специалисты расчистили фасады от покрасочных слоев и старой штукатурки. На восточном фасаде отреставрировали скульптуры античных фигур, установленные на консолях, а на западном воссоздали ранее утраченные маскароны и картуши, которые выполнили по архивным материалам.
Были отреставрированы гранитные лестничные площадки, возвращена на историческое место балконная дверь центрального выступа на западном фасаде, раскрыты заложенные дверные проемы, воссозданы оконные и балконные рамы. На дверные полотна исторических залов установили скобяные изделия, выполненные по сохранившимся первоначальным образцам.
Отреставрировали и знаменитые залы. В частности, удалось провести реставрацию сохранившегося художественного паркета в Греческом зале, очистить мраморные поверхности каминов, колонн и полов в Помпейском и Египетском залах, восстановить потолок с орнаментированной лепниной и росписью на золотом фоне в Римском. Фасады здания покрасили в бирюзовый цвет в соответствии с согласованным специалистами колористическим решением.
В 2020 году особняк Морозовой стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация — 2020» в номинациях «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «За высокое качество реставрации интерьеров», «За лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию».
Сохранение старинных зданий — это постоянный процесс. Поэтому в 2022 году в особняке Морозовой были проведены плановые поддерживающие работы.
«Мраморным колоннам портика, столбикам ограждений крылец и балконов уже не менее 140 лет. В местах глубоких повреждений мрамора мы использовали вставки из аналогичного камня. Гранитный цоколь, ступени и площадки крылец также пришлось промывать, расчищать, производить докомпоновку утрат», — рассказала Анна Молоткова, главный архитектор проекта.
По ее словам, за время, прошедшее после последней реставрации, на штукатурной гладкой поверхности фасадных стен и лепном декоре появились трещины, вспучивание красочного слоя. Особенно это было заметно в нижней части стены над гранитным цоколем. Поэтому специалисты расчистили поврежденные места и заполнили их ремонтным составом. После чего подвергшиеся ремонту фрагменты были заново окрашены.
Мастера прошлого даже представить не могли, что ждет их творения столетия спустя. Перепад температур, биологические и шумовые воздействия, приводящие к разрушениям конструкций, — все это негативно влияет на состояние сооружений. Поэтому, по словам специалистов, ремонтные работы на объектах культурного наследия должны проходить каждые два-три года, а реставрационные — через пять — семь лет.
В столице огромное количество строений, история которых насчитывает не одно столетие. В рамках масштабной реставрации объектов культурного наследия за последние 12 лет отреставрировано свыше 1900 памятников, а более чем на 500 продолжаются работы.