Он спроектировал и построил наш округ. Рассказываем об архитекторе Якове Белопольском
По благоустроенности и комфорту жизни юго-запад по праву считается одним из лучших округов Москвы. И в этом заслуга не только современных городских служб. Важную роль сыграли специалисты, которые изначально проектировали городское пространство ЮЗАО. Один из них – знаменитый советский архитектор Яков Белопольский. О застройке округа и его знаковых архитектурных объектах мы поговорили с учеником Якова Борисовича, руководителем архитектурного бюро «Элис» Николаем Лютомским.
ПРОЕКТ ЮГО-ЗАПАД
Именно Яков Белопольский в 70–80-х годах прошлого века был главным архитектором юго-западной планировочной зоны Москвы, а до этого – автором многих проектов застройки районов ЮЗАО. Чтобы понимать масштаб этого человека в советское время, достаточно назвать лишь два памятника, в создании которых он принимал участие. Это «Родина-мать» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине. В нашем округе мастер приложил руку к памятнику Юрию Гагарину на Ленинском проспекте, Московскому цирку на проспекте Вернадского, зданию ИНИОН РАН на Профсоюзной улице и многим другим архитектурным сооружениям.
«С Яковом Борисовичем я познакомился, когда работал над дипломным проектом по реконструкции квартала Новые Черёмушки и Профсоюзной улицы, – говорит ученик Белопольского Николай Лютомский. – Я попросил его стать моим научным руководителем. Проект, который мы подготовили, получил премию на всесоюзном конкурсе, после чего педагог предложил мне работать в его мастерской».
Среди московских районов, построенных Белопольским, Коньково, Беляево, Ясенево, Тёплый Стан и Северное Бутово. Кроме того, именно он создал многие жилые дома и архитектурные объекты в нашем округе.
«Яков Борисович показал мне, что такое настоящее градостроительство, – поделился Николай Лютомский. – Он был человеком, который масштабно мыслил и понимал, как создать удобную жилую среду».
ГАГАРИН БЫЛ ВЫШЕ
В середине 1950-х годов в Москве началось типовое строительство. Роль архитекторов в основном была сведена к тому, чтобы организовать пространство, где возводили одинаковые пяти этажки. Однако Белопольский, несмотря на все ограничения, к этой задаче подходил творчески.
«Он всегда старался использовать природный рельеф и окружающую среду, – вспоминает ученик архитектора. – Это хорошо видно на примере района Ясенево, который многие до сих пор считают одним из лучших в Москве. Там сохранены холмы, изгибы реки и природные зоны. Они прекрасно вписаны в общую композицию. Именно поэтому район получился таким уютным».
В период так называемой борьбы с излишествами в архитектуре Яков Белопольский принимал участие в проектировании домов с номерами 70–80 на Ленинском проспекте. Москвичи хорошо знают здание, расположенное по адресу: Ленинский просп., д. 70/11.
Трёхэтажные арки, разделённые лоджиями с лёгкими колоннами, сразу говорят о том, что здесь поработал архитектор. В годы типовой застройки утвердить проект подобного дома было чрезвычайно непросто, но Белопольскому это удалось. Кстати, здание попало в историю не только в качестве символа советской архитектуры. Фотография «Встреча героев космоса на Ленинском проспекте» была широко известна в Советском Союзе. На ней мимо узнаваемого фасада в автомобиле проезжают Юрий Гагарин и Никита Хрущёв. Кстати, Белопольский принимал участие в возведении памятника первому советскому космонавту на Ленинском проспекте.
«Именно архитектор задаёт масштаб и вписывает памятник в окружающую среду, – объяснил Николай Лютомский. – В изначальном проекте этот монумент был в два раза выше. У людей, которые смотрят на памятник Гагарину, должно было создаваться ощущение настоящего полёта. К сожалению, памятник сильно уменьшили».
ВНУТРЕННИЙ ДВОР С РОЯЛЕМ
Но лучшим своим творением сам Белопольский считал одну из поздних работ – жилой комплекс «Парк Плейс», возведённый в 1992 году на пересечении Ленинского просп. и ул. Миклухо-Маклая.
«Там помимо жилья были подземный паркинг, спортивный блок с сауной, детский сад, офисы и внутренний дворик, к которому выходят магазины и ресторан, – говорит Николай Лютомский. – Кстати, в атриуме жилого комплекса до сих пор стоит рояль, на котором играют по вечерам».
Для начала 90-х это был настоящий прорыв, шаг в будущее. «Парк Плейс» строили для иностранцев и дипломатов, но первые квартиры там приобрели российские бизнесмены. Яркий пример советского модернизма – здание библиотеки ИНИОН РАН на пересечении Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта – тоже создал Яков Белопольский.
«На момент постройки это было суперсовременное сооружение, – рассказывает Николай Лютомский. – Там на крыше установлены зенитные фонари, которые днём пропускают свет, а когда темно – подсвечиваются по контуру. Проектом было предусмотрено, что в бассейне, который раньше находился перед библиотекой, должна охлаждаться вода для системы кондиционирования.
ЧТО ОБЩЕГО У ЦИРКА И РАКЕТЫ «ТОПОЛЬ»?
Ещё одним зданием Белопольского, в котором использовались самые новаторские решения и технологии своего времени, стал Московский цирк на проспекте Вернадского.
«Купол там держат уникальные вантовые конструкции, это очень эффектное архитектурное сооружение, до сих пор оно выглядит современно», – поделился ученик архитектора.
Среди технических новшеств в цирке – четыре киноустановки, ксеноновые прожекторы и динамики в спинках кресел. Однако главной особенностью здания стала система сменных манежей. Здесь применили технологию подъёма, которая изначально была разработана для ракетного комплекса «Тополь». В связи с секретностью доступ к ней имели только пять человек в цирке. В конце 1990-х годов гриф «секретно» сняли.
Также авторству Якова Белопольского принадлежит здание Российского университета дружбы народов (РУДН) на ул. Миклухо-Маклая в стиле модернизм и знаменитый дом преподавателей МГУ (Ломоносовский просп., д. 14), выдержанный в лучших традициях сталинской архитектуры.
А в 2017 году в Конькове появилась улица, названная именем главного архитектора нашего округа.
ДОСЬЕ
Яков Борисович Белопольский (1916–1993). Народный архитектор СССР, академик Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени, заслуженный строитель РСФСР, профессор МАРХИ, главный архитектор юго-западной планировочной зоны Москвы.
АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО