Дом Наркомфина: памятник ушедшей эпохи
В Москве на Новинском бульваре расположено здание, которое во многих учебных пособиях по архитектуре упоминается как один из знаковых памятников авангарда и конструктивизма, – Дом Наркомфина. По замыслу архитекторов, он должен был перестроить жизнь и быт советского человека. Дом строился в 1928-1930 годах для работников Народного комиссариата финансов СССР. Его проект разработали архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Они запроектировали небольшие, но тщательно продуманные квартиры и длинные холлы, похожие на коммунальные коридоры. Предполагалось, что жильцы смогут поставить в них столы со стульями и собираться для общения. В бытовом блоке размещались гараж, прачечная, сушилка для вещей, столовая и библиотека – все общественное. Однако в жилых ячейках плиты и раковины были индивидуальными, и жильцы крайне редко пользовались общей столовой: быт советского человека никак не перестраивался на коммунистический лад. Поэтому уже в середине 1930-х бытовой блок был переоборудован в кладовки, типографию, а потом – в конструкторское бюро. Внутренние и наружные стены изготовили из бетонитовых пустотелых камней, перегородки – из фибролита. Фасад оформили с помощью сплошного ленточного остекления, что очень «облегчило» здание. Кроме того, дом поставили на ножки, чтобы не разрывать единое пространство сада в усадьбе Шаляпина, на территории которой построили объект. Архитекторы хотели, чтобы дом не доминировал над окружающей средой, а органично в нее вписывался. Интересно, что цветовое решение для помещений дома создавал профессор Хиннерк Шепер из знаменитой немецкой высшей школы искусства, дизайна и архитектуры Bauhaus. В ней и было положено начало одноименному стилю, известному сегодня во всем мире. Школа Баухаус просуществовала недолго, с 1919 по 1933 год, но оказала огромное влияние на развитие мирового зодчества и дизайна. Школу основали немецкие архитекторы Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ и француз Ле Корбюзье, которые считали архитектуру высшей формой художественного выражения. Последователи школы Баухауса стремились к созданию архитектуры, которая могла бы дать дома всему человечеству и тем самым предложить идеальное решение для жизни в постиндустриальном обществе. Они считали, что массовая продукция может быть не только удобной, но и красивой.