Дом Наркомфина: памятник ушедшей эпохи

В Москве на Новинском бульваре расположено здание, которое во многих учебных пособиях по архитектуре упоминается как один из знаковых памятников авангарда и конструктивизма, – Дом Наркомфина. По замыслу архитекторов, он должен был перестроить жизнь и быт советского человека. Дом строился в 1928-1930 годах для работников Народного комиссариата финансов СССР. Его проект разработали архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Они запроектировали небольшие, но тщательно продуманные квартиры и длинные холлы, похожие на коммунальные коридоры. Предполагалось, что жильцы смогут поставить в них столы со стульями и собираться для общения. В бытовом блоке размещались гараж, прачечная, сушилка для вещей, столовая и библиотека – все общественное. Однако в жилых ячейках плиты и раковины были индивидуальными, и жильцы крайне редко пользовались общей столовой: быт советского человека никак не перестраивался на коммунистический лад. Поэтому уже в середине 1930-х бытовой блок был переоборудован в кладовки, типографию, а потом – в конструкторское бюро. Внутренние и наружные стены изготовили из бетонитовых пустотелых камней, перегородки – из фибролита. Фасад оформили с помощью сплошного ленточного остекления, что очень «облегчило» здание. Кроме того, дом поставили на ножки, чтобы не разрывать единое пространство сада в усадьбе Шаляпина, на территории которой построили объект. Архитекторы хотели, чтобы дом не доминировал над окружающей средой, а органично в нее вписывался. Интересно, что цветовое решение для помещений дома создавал профессор Хиннерк Шепер из знаменитой немецкой высшей школы искусства, дизайна и архитектуры Bauhaus. В ней и было положено начало одноименному стилю, известному сегодня во всем мире. Школа Баухаус просуществовала недолго, с 1919 по 1933 год, но оказала огромное влияние на развитие мирового зодчества и дизайна. Школу основали немецкие архитекторы Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ и француз Ле Корбюзье, которые считали архитектуру высшей формой художественного выражения. Последователи школы Баухауса стремились к созданию архитектуры, которая могла бы дать дома всему человечеству и тем самым предложить идеальное решение для жизни в постиндустриальном обществе. Они считали, что массовая продукция может быть не только удобной, но и красивой. s2.jpg Для интерьеров Дом Наркомфина Хиннерек Шепер использовал теплые оттенки (светлая охра, светло-желтые) и холодную гамму – голубой, сероватые и зеленоватые оттенки. К сожалению, оригинальная колористика стен и потолков не сохранилась. С годами в помещениях дома проходили переделки и перепланировки, само здание ветшало, а капитальный ремонт в нем не производился. К началу XXI века он представлял собой плачевное зрелище и даже вошел в список 100 важнейших памятников мировой культуры, оказавшихся под угрозой уничтожения. s3.jpgК счастью, в 2017 году реконструкция легендарного здания все же началась, причем проект ее разработал внук одного из архитекторов Дома Наркомфина Алексей Гинзбург. Считалось, что здание легче снести и построить заново, но Алексей отказался от этой идеи и пошел по более сложному пути восстановления первоначального облика дома. Кроме того, он разместил на крыше рекреационную зону для жильцов, а в вестибюле – музей, посвященный истории Дома Наркомфина. Некоторые квартиры решено было сделать именными, посвященными известным людям, которые в них когда-то жили. Так, в обновленном доме есть квартира имени Моисея Гинзбурга, художника Александра Дейнеки, а также Николая Милютина – наркома финансов, который был заказчиком строительства знаменитого здания. Реставрация завершилась в июле 2020 года. Сегодня Дом Наркомфина – это жилой комплекс с 44 квартирами площадью от 30 до 120 кв. м и, конечно, бесценный памятник архитектуры. s4.jpgото: Владимир Гердо/ТАСС, Виталий Белоусов/ИТАР-ТАСС, Михаил Джапаридзе/ТАСС

Дом Наркомфина: памятник ушедшей эпохи
© Главгосэкспертиза России