Пять самых роскошных квартир в дореволюционных доходных домах Санкт-Петербурга

Квартира в бывшем доходном доме – особый и востребованный в любые времена вид недвижимости. Именитые архитекторы в начале прошлого века, как известно, строили на совесть. А если дом овеян легендами и увешан мемориальными досками, то никакой новомодный жилой комплекс ему не соперник. Давайте посмотрим, насколько это дорогое удовольствие – стать обладателем квартиры в одном из исторических домов Северной столицы.

Пять самых роскошных квартир в дореволюционных доходных домах Санкт-Петербурга
© Мир квартир

«Башня» у Таврического сада

Доходный дом купца Дернова в эклектичном стиле с элементами модерна появился напротив Таврического сада в 1904 году. Здание на углу Тверской и Таврической (современный адрес: Таврическая, 35) имело два одинаковых фасада, соединенных башней с куполообразной крышей. Именно эту архитектурную деталь вскоре и начал склонять весь Петербург, но не в сочетании с именем построившего здание инженера Кондратьева, а благодаря обосновавшемуся там жильцу.

Вячеслав Иванов занимал круглое пространство под куполом башни – квартиру 24 на шестом этаже. Фото: fiesta.ru

Мансардное помещение в башенной части занял поэт-символист, драматург, переводчик, философ Вячеслав Иванов – одна из знаковых фигур Серебряного века. Неудивительно, что в «башне» перебывал весь цвет петербургской (и не только) литературной, художественной, артистической богемы.

На «среды» к Иванову набивалось до 70 человек. Гости сидели, стояли, возлежали на полу на коврах и подушках. Здесь спорили – нередко до утра – о литературе и театре, живописи и эстетике, философии и богословии. В завсегдатаях ходили Блок, Ахматова, Мандельштам, Брюсов, Белый, Хлебников, Кузмин, Мейерхольд, Сомов, Бакст, Бердяев. Сологуб здесь был заподозрен в колдовстве, Бунин получил вызов на дуэль, Волошина оставила жена, а Гумилев навсегда рассорился с хозяином…

Сегодня в «доме с башней» можно купить квартиру площадью 170 кв. м с дизайнерским ремонтом. Помимо 50-метровой кухни-гостиной покупателям предлагаются четыре спальни. Вход в квартиру с Тверской улицы. Стоимость недвижимости – 30 млн рублей.

«Литературный дом» на Гороховой

С литературными собраниями связано еще одно здание в самом центре города. Это доходный дом Геллерме – дом Ротина по адресу: Малая Морская, 13/Гороховая, 8. Изначально, в конце XVIII века, постройка была трехэтажной (два полноценных этажа плюс высокий цоколь). В середине XIX века француз Геллерме владел уже четырехэтажным зданием, а в 70-е годы XIX столетия новый собственник Федор Ротин перекроил его на свой манер, добавив еще один этаж.

После перестройки Ротин упраздняет существовавший в цоколе трактир и открывает на его месте ресторан «Вена», а при нем «Новый шахматный клуб». Место становится чрезвычайно популярным, особенно среди литераторов. Здесь любят бывать Куприн, Горький, Андреев, А. Толстой, Шаляпин. Аверченко празднует здесь дни рождения, Блока награждают званием «король поэтов», футуристы на очередном заседании объявляют о создании «Академии эгопоэзии». Со временем в помещении оборудуют 19 отдельных кабинетов с рисунками и автографами знаменитых посетителей на стенах.

Сегодня место бывшего ресторана занимает гостевой дом «Старая Вена», каждая из комнат которого посвящена представителю Серебряного века, чье имя связано с историей ресторана.

Что же касается верхних этажей здания, то в начале 1850-х тут снимал жилье Тургенев. А в 1893 году в квартире брата Модеста, окна которой смотрели на знаменитый «дом Пиковой дамы», умер от холеры Петр Ильич Чайковский. В советское время в «литературном доме» жили балерина Уланова и маршал Блюхер.

А сегодня здесь есть возможность поселиться на третьем этаже, в квартире площадью 147 кв. м с удобной двухсторонней планировкой (на фото выше). Для каждой из четырех спален предусмотрена своя ванная комната. Недвижимость продается за 46,5 млн рублей.

Дом-квартал в «аномальной зоне на Фонтанке»

Дом Толстого, занимающий целый квартал между набережной Фонтанки и улицей Рубинштейна, – один из самых известных в Петербурге. Впрочем, слава у него вовсе не литературная (на что, казалось бы, намекает имя владельца и длинный список именитых жильцов), а скорей мистическая.

Собственно, это не просто дом, а целый жилой комплекс на участке неправильной формы – с тремя просторными дворами, соединенными высокими трехсветными арками. Комплекс построен архитектором Федором Лидвалем в стиле северного модерна для дальнего родственника Льва Николаевича – Михаила Толстого в 1910-1912 гг. В некоторых корпусах предусматривались совсем дешевые комнаты с удобствами на этаже, однако основная часть строилась для более чем состоятельной публики. Здесь были собственная котельная, централизованный мусоропровод, в квартирах ниши-холодильники и даже система встроенных вакуумных пылесосов.

Дом Толстого в большом почете у городских мистиков, которые считают, что он расположен в одной из аномальных зон города, поэтому здесь творятся странные вещи. В первую очередь вам покажут масонские знаки на фасаде. В качестве более весомого доказательства поведают столетнюю историю о жившем здесь известном авантюристе Михаиле Андроникове, герое романа Пикуля «Нечистая сила» и приятеле Григория Распутина.

А тяжелой артиллерией зайдут рассказы о «нехорошей квартире» Булгакова, которая (сюрприз!) расположена вовсе не в Москве. К слову, Михаил Афанасьевич в доме Толстого действительно бывал – у своего родственника, и из квартиры в те годы действительно исчезали люди. Только вряд ли это имело отношение к мистике – чертовщина 30-х была самого что ни на есть человеческого розлива.

Помимо шурина дяди Булгакова, в доме в разное время жили Аркадий Аверченко, Владимир Гаршин, Евгений Рейн, Михаил Шемякин, Эдуард Хиль и даже потомок Рюрика в 31-м поколении. Гостями сюда захаживали Блок, Ахматова, Куприн, Бродский, Довлатов и очень много кто еще. Во дворах и интерьерах «мистического» дома снимали «Шерлока Холмса», «Принца Флоризеля», «Зимнюю вишню», «Бандитский Петербург» и другие фильмы.

Приобщиться к истории можно, став обладателем квартиры на первом этаже дома Толстого (на фото выше). Выставленная на продажу недвижимость имеет площадь 150 кв. м и ценник 37,5 млн рублей.

Дом с самым длинным проходным двором

Не менее впечатляющ, монументален и престижен дом Бенуа на Петроградке, называемый также домом трех Бенуа (Каменноостровский, 26-28/ Кронверкская, 29/Большая Пушкарская, 37). Как видно из адреса, его фасады выходят сразу на три улицы. Построенный по заказу Первого Российского страхового общества в 1910-е, он сразу получил звание самого крупного и фешенебельного доходника города.

Проект братьев Бенуа – Альберта, Леонтия и их кузена Юлия выделялся роскошными неоклассическими фасадами. Парадный двор, соединяющий южный и северный корпуса, украсила двойная гранитная колоннада. Систему внутренних дворов до сих пор называют самым длинным проходным двором Петроградки. Чтобы не запутаться в лабиринтах, каждый из дворов пронумерован.

Сам комплекс представлял собой техническое чудо. Помимо канализации, водопровода, парового отопления и лифтов здесь были собственная телефонная станция, мусоросжигательная печь, прачечная, снеготаялка, каретные сараи и гаражи. В каждой квартире имелся камин. Функционирование всех этих чудес техники обеспечивала добрая сотня человек.

В разные годы в доме Бенуа жили знаменитые ученые, художники, писатели, архитекторы, композиторы, при социализме – военачальники и государственные деятели: Михаил Чехов, Дмитрий Шостакович, Сергей Киров, Николай Черкасов, Борис Бабочкин, Григорий Зиновьев, Николай Шверник, Борис Шапошников.

В прямом смысле присоседиться к знаменитостям можно, приобретя роскошную семикомнатную квартиру (на фото выше) на четвертом этаже дома трех Бенуа. Размер одной только кухни составляет площадь однокомнатной «хрущевки», общая площадь жилья – 390 кв. м. Квартира оснащена климат-контролем, есть сауна с масссажным помещением; под стиль каждой комнаты подобрана потолочная лепнина и красивая подсветка. Цена предложения – 175 млн рублей.

Дом с воздушными галереями

Еще одно знаковое здание Петербурга появилось в 1905 году на Кирочной улице. Доходный дом под номером 24 был построен в стиле модерн с элементами рококо и барокко для известного общественного деятеля той поры Юлиана Бака. Здание отличалось не только великолепным фасадом и богатыми парадными с мраморными лестницами и витражными окнами. Архитектор Борис Гиршович создал так называемый подвесной двор, соединив стоящие друг напротив друга корпуса крытыми галереями и открытыми балконами на уровне второго и пятого этажей.

Самые роскошные апартаменты находились на трех нижних этажах. Владельцу с семейством принадлежала квартира на первом, над ним проживали военный министр, известный нефтепромышленник и начальник департамента полиции.

Более скромное помещение повыше, но с хорошим освещением, занимал Лев Бакст. Именно здесь он готовился к «Русским сезонам», принимал многочисленных гостей, в том числе Марка Шагала и Валентина Серова.

Около десяти лет, до своего отъезда в 1941 году в эвакуацию, в доме Бака жил Анатолий Мариенгоф.

В знаменитом доме можно поселиться и сегодня. К продаже предлагается квартира из девяти комнат (на фото выше) площадью 336 кв. м, расположенная на четвертом этаже. Помещение имеет потолки 4,1 м, арочные окна и большую площадь остекления. В отделке использованы качественные дорогие материалы и лепнина. Поселиться в историческом центре Санкт-Петербурга можно за 96,99 млн рублей.

Возврат к реальности: как потрясения 2022 года сказались на рынке элитного жилья

За III квартал средняя цена квартиры на «вторичке» упала в половине городов РФ

Все выше, и выше, и выше. Обзор пяти самых дорогих московских квартир для аренды

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости