Войти в почту

Башня склоняет к дизайну

На Урале создают коллекцию предметов, вдохновленную Невьянском – первым в регионе городом-заводом. В мастерских участников "Невьянской мануфактуры" делают по-настоящему штучные вещи. Это современные мебель, одежда, вазы и подсвечники, а в них читаются знакомые детали – от образа знаменитой Невьянской башни до узоров деревянной резьбы и местных сундуков. Первыми результатами поисков локального культурного кода мастера поделились с "Уралинформбюро".

Башня склоняет к дизайну
© Уралинформбюро

Передача огня

Авторы идеи "Невьянской мануфактуры" – архитекторы из екатеринбургской команды "Горплан", собравшие единомышленников и получившие на воплощение замысла президентский грант в размере 3 миллиона рублей.

Как результат – уже несколько месяцев мастера, краеведы, дизайнеры, архитекторы (люди, у которых, как правило, есть основная работа и зависящее от них свое дело), тратят множество часов, обсуждая концепции, придумывая, кроя проекты, работая над образцами, внося правки, подбирая нужную форму и фактуру, договариваясь с производителями. Колоссальный труд. Зачем всё это? На этот вопрос ответила архитектор Надежда Солонина, один из вдохновителей проекта "Невьянской мануфактуры".

Слева направо: Надежда Солонина и архитектор Ольга Чемякина

Есть такая выставка российского дизайна, которая взяла в качестве девиза изречение композитора Густава Малера: "Сохранение традиций – это не поклонение пеплу, а передача огня". Эти слова точно отражают то, к чему мы стремимся. Когда проект будет презентован, все, что у нас получилось, передадим в дар городу.

Гуляя по Невьянску, заглядывая в новое создаваемое общественное пространство, люди будут видеть эти объекты и по-новому открывать для себя это место, его культуру, – говорит архитектор.

Одно из направлений, которое удалось воплотить мастерам – это совершенно особенная глухая невьянская резьба. Ее мотивы при создании интерьерных ваз и панно использует Мария Чулочникова.

Наличники с уникальной невьянской глухой резьбой. Такую давно никто не делает. Слева направо: дизайнер Алена Плотникова и Надежда Солонина

Деревянная резьба в глине, мастерская Марии Чулочниковой

– В этом и идея: ведь никто сейчас наличники уже не режет, как раньше делали. Эти столетние наличники висят еще на избах, пока они есть. Мы же, эту резьбу переносим в интерьерный декор и сохраняем уже в новом актуальном материале, – объясняет Надежда Солонина.

Мебель. Визуализация. В основе эскизов – образы ярусов башни

Мебель архитекторы "Горплана" разрабатывали, отталкиваясь от символа Невьянска – наклонной башни, построенной в первой четверти 18 века по приказу Акинфия Демидова. В основе эскизов – образы ярусов башни, наклонные "четверик" и "восьмерики".

Чертежи и макет лавки на основе образа сундука

Авторы также работают над идеей сделать из металла лавочки и столики, на основе базовых форм классического невьянского сундука. Разработкой их эскизов занимались архитектор Надежда Солонина и дизайнер Алена Плотинкова.

В "Невьянской мануфактуре" создают и собственную коллекцию одежды. Это шесть стилистически связанных образов, которые перекликаются с архитектурой Невьянской башни и старообрядческим костюмом. Уже готовы платья-рубахи с вышивкой и пуговицами ручной работы на основе чугунного декора башни.

– Мы не отшиваем историческую одежду, чтобы носить ее в музее и на мероприятиях. Мы создаем актуальные вещи, чтобы ходить в них по городу, но при этом в них есть исторические элементы, которые и делают их стилистически интересными, – рассказывают авторы. Эту работу курирует дизайнер одежды Валентина Белошейкина.

Сначала будут изготовлены прототипы вещей и базовые лекала, а затем уже авторы собираются отшить пробный небольшой тираж.

Важное наблюдение: выходит так, что все партнеры "Невьянской мануфактуры" – это люди, которые развивают собственное дело каким-то нетривиальным путем, там есть не только бизнес, но и какая-то мощная идея под ним, стремление к развитию.

Так и с одеждой. Производства никогда не берут отшивать маленькие партии, тем более, когда речь идет об одной вещи, а тут компания пошла навстречу, потому что им было интересно, объясняет Надежда Солонина.

Анастасия Савина, художник-керамист

– Мне очень нравится идея этого проекта развивать какие-то локальные культурные образы, идея что мы обращаемся к чему-то своему, родному, вспоминаем историю, занимаемся краеведением, рассказываем об этом… Есть какие то вещи, которые стоят того, чтобы в это вкладывать силы и время, тем более есть уверенность в том, что это нужно людям, что это, может быть, поможет им стать немного счастливее, когда они поймут, что это за место, в котором они живут.

Подсвечники под чугунное литье и элементы декора

Художница влюбилась в узоры невьянских чугунных решеток и преобразовала их в элементы интерьерного декора из керамики. Фактура и форма – не отличить.

Мы поехали на встречу с мастерами в Невьянске, нам показали какие-то основные моменты, наиболее яркие детали местных артефактов. И меня этот чугун зацепил, мне захотелось поиграть с этим узором, развить эту тему, – поделилась Анастасия.

В керамике максимально бережно переданы исконные мотивы невьянского декора.

– Эти изделия, которые основаны на образе чугунного литья, они отражают и форму, и фактуру, и цвет чугуна. Тем более сейчас никто уже не занимается художественным литьем, но мы можем повторить его в новом материале, сохраняя и актуализируя тот классический образ и ощущения от него, – добавила коллега Анастасии Надежда Солонина.

Фактура камней из золотоносного карьера воспроизведена в керамике. Мастер Анастасия Савина

Камни – вторая тема, с которой работает Анастасия Савина. Задача – воплотить в керамике цвет и фактуру породы, из которой в карьере рядом с Невьянском добывали золото. Техника, которую использовала мастер, называется нерикоми, эффект разводов достигается за счет смешения нескольких видов глин с пигментами.

– Мы сфотографировали камни в золотоносном карьере. Я работала, опираясь на фото – по фактуре камня, по цвету, по текстуре. Сейчас активно занимаюсь лепкой, а пока все это будет сохнуть, вернусь к эскизам и добавлю золотые жилки, чтобы решить, нужно нам золото в этих предметах или нет, – говорит художница.

Слева направо: Надежда Солонина и мастера по горячей эмали Инна и Дмитрий Лемоновы, Анастасия Кошкина

Отдельная яркая группа объектов "Невьянской мануфактуры" – элементы, выполненные в технике горячей эмали. Они очень сложны в изготовлении, а сама эмаль "не всегда предсказуема и идеально управляема", признаются художники.

Инна Лемонова, руководитель научно-творческого объединения "Э.mix", член Союза художников России

– В этом проекте мы хотели максимально выявить декоративные особенности техники горячей эмали, ее фактурные свойства. Не просто сделать локальный цвет и закрыть медь эмалью, а добиться, чтобы металл фактурно проявил себя под декоративным покрытием. Это получается только тогда, когда взаимодействие эмали и меди не такое плотное и укрывистое, как на предметах, изготовленных промышленным способом. В итоге рождается фактура не осязаемая пальцами, а визуальная – где-то окалина появилась, где-то еще что-то, эти детали в сумме делают вещь визуально богаче.

Столик из цельного куска лиственницы декорирован пластинами в технике горячей эмали

Пластины в технике горячей эмали будут украшать разработанные "Горпланом" столики из цельного куска лиственницы. "Главное – чтобы сошлись вместе дерево и эмаль", – говорит Инна Лемонова.

Процесс изготовления пуговиц: обжиг и готовые образцы. Мастер Дмитрий Лемонов

Преподаватель кафедры интерьерного дизайна Дмитрий Лемонов изготовил в технике горячей эмали пуговицы, которые украсят платья-рубахи из коллекции одежды "Невьянской мануфактуры".

Старый соболь в технике горячей эмали. Автор Анастасия Кошкина. Мастерская Инны и Дмитрия Лемоновых

Скульптура старого соболя, символа Горнозаводского Урала, выполнена в технике горячей эмали и это – по-настоящему новаторский объект. Уникального зверя выполнила Анастасия Кошкина под руководством Инны Лемоновой.

Объемную фигуру старого соболя отличает сложный авторский крой металла, который неоднократно покрывают слоями эмали и обжигают в муфельной печи при температуре свыше 800 градусов. В таком пекле деталь неизбежно деформируется, и художнику приходится корректировать объект. На то, чтобы добиться требуемой формы пришлось потратить много времени и сил.

Процесс изготовления скульптуры: медь покрывают несколькими слоями эмали, обжигая в муфельной печи

Полную коллекцию "Невьянской мануфактуры" авторы планируют представить на выставках в Невьянске и Екатеринбурге в начале 2023 года.

Над проектом работают архитекторы и преподаватели УрГАХУ Ольга Чемякина, Надежда Солонина, Алена Цорик. Им помогают графические дизайнеры Алена Плотникова и Катя Луценко, дизайнер интерьера Софья Девятайкина и дизайнер одежды Валентина Белошейкина. Первый опыт работы в Невьянске команды "Горплана" – благоустройство набережной, которую архгруппа представила как "калейдоскоп времен". Этот проект победил в федеральном конкурсе, и сейчас на набережной строятся новые объекты.

"Невьянская мануфактура" работает при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фотографии предоставлены архгруппой "Горплан".

Подготовила Елена МЕЗЕНОВА