Войти в почту

Что и как рекламировали в эпоху модерна: в Самаре открылась выставка иллюстрированных афиш рубежа XIX-XX веков

Одним из первых художников, заложивших идеи модерна, стал англичанин Уильям Моррис. Затем ими стали вдохновляться бельгийские и французские художники. В 1881 году впервые появился термин "ар-нуво" как синоним демократизации и новой морали в искусстве. - Ар-нуво - это не просто стиль, а целая социальная революция, - говорит куратор выставки, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Пушкинского музея Ирина Никифорова. - Искусство выводилось из музеев и салонов на улицу, в быт простых людей. Искусство начало звучать и принимать утилитарные формы. Оно "лепило" нового человека, формировало среду вокруг него. В плакатное искусство пришли иллюстраторы и графики, живописцы и скульпторы. Некоторых оно сформировало, например Анри Тулуз-Лотрека. Кто-то лишь попробовал себя в этом жанре. К примеру, известный художник-символист, президент и соучредитель Национального общества изящных искусств в Париже Пюви де Шаванн так и не смог стать плакатистом. Экспозиция "Реклама ар-нуво" разделена на четыре зала, каждый из которых показывает, в каких сферах общественной жизни применялось плакатное искусство и какие образы использовали художники при создании литографии. В пространстве "Коммерция в стиле ар-нуво" представлены работы, которые отражают перспективы развития промышленности и торговли во второй половине XIX века. В то время во многих городах Бельгии активно развивался бизнес, связанный с традиционными ремеслами - ковроткачеством, кружевоплетением, изготовлением мебели и тканей. Местные художники первыми актуализировали идею выхода искусства из музеев в пространства городов и интерьеры домов. Их услуги стали востребованы для проектирования печатной продукции, которая в дальнейшем использовалась заказчиками в коммерческих целях. Первопроходцем среди профессиональных проектировщиков бельгийской афиши считается Адольф Креспен. В зале можно увидеть две его работы 1894 года "Ателье архитектора Поля Анкара" и "Художественное ателье Адольфа Креспена", а также рекламу фармацевтической продукции 1896 года. К концу XIX века в Бельгии появилось большое число фирм по оформлению интерьеров. Конкурируя друг с другом, они привлекали известных художников для создания рекламных афиш. Например, Анри Менье создал ряд иллюстрированных объявлений: "Услуги мебельщика в Брюсселе", "Гонтье-Мэйсман: мебелировка, драпировка тканью, изготовление багета". Во Франции крупные компании заказывали афиши сразу у нескольких именитых плакатистов, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Для фабрики сигаретной бумаги Job была разработана коллекция графических работ, состоящая из календарей, плакатов и открыток. В 1896 году Альфонс Муха выполнил для этого предприятия две афиши и спроектировал оформление упаковки блока папиросной бумаги для самокруток. Также по заказу фирмы рекламу продукции делали Алеардо Вилла и Эдгар Максанс. По аналогичной системе работало фармацевтическое предприятие "Доктор Пьер". Их зубную пасту рекламировали афиши Мориса Пийар-Вернея и Луи-Мориса Буте де Монвеля. Зал "Музы ар-нуво" рассказывает о самом главном персонаже на афишах стиля модерн - женщине. Художники активно использовали красоту, безупречность, утонченность и чувственность героинь для коммерческой рекламы. Например, Анри Прева-Ливмон использовал женские образы для рекламы шоколадной и парфюмерной продукции Голландии, а Мисти (Фердинан Мифлие) поместил девушку на рекламную брошюру французских велосипедов Клемана. В конце XIX века литография стала постепенно вытеснять живописные полотна из интерьеров. Декоративные панно уступали живописи по цене, но не по красоте исполнения. Их использовали для украшения стен будуаров и гостиных, а также развешивали в приемных адвокатов и докторов для развлечения посетителей. В 1898 году Альфонс Муха создал серию "Цветы", состоящую из трех декоративных панно - "Гвоздика", "Лилия" и "Ирисы". Чешский художник объединил в работах два своих излюбленных образа - цветы и прекрасных женщин. В зале "Линии и формы ар-нуво в рекламной литографии" собраны графические работы художников эпохи модерн. Новый стиль основывался на культе плавных линий и орнаментальности. Афиша позволяла продемонстрировать самые авангардные идеи ар-нуво и познакомить широкую публику с эстетикой нового искусства. Мастера этого стиля быстро становились популярными, а техника исполнения их произведений не теряла актуальность еще долгие годы. С появлением стиля ар-нуво отдельным культурным явлением стали шрифты. Они подбирались в зависимости от характера рекламы и демонстрируемого товара. Художники экспериментировали с текстами средневековых манускриптов и фантазировали, создавая авторские гарнитуры. На выставке собраны афиши с уникальными шрифтами Альфонса Мухи, Анри Бельри-Дефонтена, Георга Рютера, Эжена Грассе, Жоржа Фэ и других авторов. В пространстве "Тиражная печать и вестник "Нового стиля" кураторы знакомят зрителей с процессом, без которого появление афиши стиля ар-нуво было бы невозможно. Литография - это дешевый и не требующий большого труда, но эффективный и быстрый способ печати. Появившись в 1796 году, он сразу приобрел репутацию яркого художественного явления, а в конце XIX века его техника существенно модернизировалась. Этот вид печати способствовал развитию торговли: открывались специализированные магазины по продаже литографированной афиши, а иногда в самих типографиях появлялись лавки с готовой продукцией. Они печатали иллюстрированные каталоги, тиражированные журналы и отдельные экземпляры работ выдающихся художников. В зале представлены примеры афиш к выставкам галерей, целью которых было сделать изобразительное искусство демократичным. В экспозицию вошли афиша Анри Прева-Ливмона для выставки художественного общества Схарбека, реклама выставки живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства "Золотое руно" Жисбера Комба, несколько проектных работ разных художников для галереи "Салон ста", афиша Пьера Лапрада к форуму художников "Осенний салон", который существует до сих пор. Такие плакатисты, как Ханс Кристиансен, Пьер Боннар, Жан Мечеслас Пешке, Гюстав Лорен, иллюстрировали разные периодические печатные издания об искусстве. Примеры их произведений также представлены в зале, завершающем экспозицию. Выставка продлится до 29 января. За это время команда Музея модерна планирует организовать серию лекций о плакатном искусстве, творческие встречи и мастер-классы. Например, 11 ноября темой беседы станет "Ар-нуво как стиль и образ жизни" (12+). Стилист Наталья Денежкина представит образ женщины эпохи модерн и проведет для гостей "примерку" с помощью клея, тканей и фактур. А искусствовед, заведующая музеем Ирина Свиридова расскажет про изменения в искусстве и культуре на рубеже XIX и XX веков.

Что и как рекламировали в эпоху модерна: в Самаре открылась выставка иллюстрированных афиш рубежа XIX-XX веков
© СОВА