Русский замок - хранитель домашнего очага и технологическое чудо

В залах Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО в Петроверигском переулке москвичи могут посетить выставку «Русский замок. Кузнечная летопись». Данная выставка стала нерядовым событием в культурной жизни столицы, в экспозиции крупнейшая в России коллекция старинных русских замков. Всего можно увидеть более 1000 предметов из частной коллекции Вячеслава Арбузова, а также фондов РОСИЗО и российских государственных музеев. На выставке также представлена живопись от крупнейших музейных художников советского времени, таких как Аркадий Пластов, Гелий Коржев, Пётр Оссовский.

Русский замок - хранитель домашнего очага и технологическое чудо
© Свободная пресса

Удивительные замки, созданные русскими мастерами, безусловно, стоят того, чтобы немного прогуляться от станции метро «Китай-город» (выставка продлится до 11 декабря по адресу: Петроверигский пер. 4, стр. 1). На выставке можно не только полюбоваться замками, но и узнать многое о технологии их ручного производства, как отмечает пресс-релиз, «проследить путешествие замка от зарождения в горниле кузницы, через праздничную ярмарку, к своему пристанищу в русской избе».

Генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова в ходе торжественного открытия выставки назвала ее трогательной и нежной. И это очень точные определения, как всегда, когда речь идет об энтузиазме коллекционеров, их любви к собираемым экспонатам. Тех людей, на которых, по определению гендира РОСИЗО, и держатся наше искусство и история.

Все это было очень заметно по выступлению самого Вячеслава Арбузова, благодаря которому эта выставка и стала возможной.

«Мы живем в эпоху, когда предметы, вещи, порой и окружающие нас дома не имеют авторов. Когда-то все было по-другому, все вокруг нас имело своего создателя, вплоть до самой последней мелочи, не говоря о больших предметах. Потом появились фабрики, заводы, и предмет, сделанный своими руками, начал уходить в небытие, как и культура ручного труда. Сейчас, окунаясь в историю, мы удивляемся, как же это было сделано - молотком, зубилом, топором... В последнее время даже пошел некий тренд недоверия, когда люди пишут: «От нас что-то скрывают, не может такого быть, чтобы в старину руками создавали подобные шедевры!». Вот мы в рамках этой выставки решили ничего не скрывать и все показать», - рассказал Вячеслав Арбузов.

Нужно отметить, что «Свободная пресса» немало писала о замках, которые создавали русские мастера, в частности, об истории Павловских замков. Мастера из Павлово-на-Оке до революции делали висячие замки, которыми пользовалась вся Россия, их продукция была таким же брендом, как самовары из Тулы или Дымковская игрушка, гжельская керамика, кузнецовский фарфор. О том, какие уникальные вещи делали в Павлово - селе с городской инфраструктурой и электрическим освещением на улицах - читайте в статье «Русский Шеффилд».

Писала «СП» также о необычной коллекции замков, собранной в Павловском историческом музее, и про единственный в России частный музей старинных замков и ключей в Тарусе. В этих материалах можно прочесть о самых удивительных механизмах замков, которые придумывали и создавали своими руками отечественные «Левши».

Теперь же москвичи и гости столицы могут увидеть самые впечатляющие образцы прямо в центре города. Например, тележные замки, которые покажутся чем-то знакомыми современным велосипедистам, замки со звуком, зовущие на помощь хозяев при попытке взлома, замки с разнообразными секретами, когда была необходима определенная манипуляция, чтобы появилась сама скважина. Замочная скважина могла появляться в самом неожиданном месте, например, в пупке императора Петра I.

Можно увидеть замок с двумя ключами, срабатывающими лишь одновременно - для купцов-товарищей с одной казной на двоих.

«Наша выставка сегодня актуальна, как никогда. Она раскрывает культурные коды, характеризующие наше сознание через преемственность народного декоративно-прикладного искусства. Нам удалось собрать для выставки более тысячи старинных замков и ключей. Среди них есть редчайшие и интереснейшие предметы: музыкальные, с секретным механизмом, огромные и микроскопические, ювелирно украшенные и брутальные», — рассказала куратор выставки «Русский замок. Кузнечная летопись» Дина Иващенко.

Почему именно замки вызывают такой интерес коллекционеров - ответ на этот вопрос лучше увидеть на выставке своими глазами. Как и почувствовать сакральный смысл этого предмета - хранителя врат, родного дома. Неслучайно со словом замок в значении крепость у замка отличие лишь в ударении. Поэтому замок, как верный страж дома и имущества, издавна пользовался любовью на Руси, а создающие столь надежную и мощную защиту умельцы-мастера - огромным уважением.

«Замок - это вечный спутник человека, казалось бы, бытовой предмет, с современной точки зрения - ну висит и висит. На самом деле замок - это технологическое чудо, которое сопутствовало человеку, вместе с ним развивалось, радовало глаз, - рассказывает Вячеслав Арбузов. - Долгое время замок был любимым подарком, например, на свадьбу. Представьте себе, сейчас прийти на свадьбу и подарить замок... Как отреагируют молодожены - наверное, больше никогда не пригласят. А раньше все было по-другому, делали кодовые замки - имя девушки обязательно было кодовым словом. Это было очень романтично, девушка с благодарностью принимала такой замок, делая вывод о намерениях молодого человека. Вся эта романтика передавалась мастерам, и они делали замечательные изделия, вкладывали в них свою любовь.

Есть такой анекдот. Однажды Тульский самовар, Жостовский поднос и Дымковская игрушка решили организовать клуб самых известных предметов декоративно-прикладного искусства со всей русской земли. Хватились замка - нигде нет. Оказалось, он уже висит, охраняет их клуб. То есть, это его работа - неизменно быть младшим спутником и дарить радость. Вот и мы хотели с помощью этой выставки, чтобы вы почувствовали, как мастера своим искусством дарили не только оберег, но и тепло и радость».