Сквоттеры одержали верх над основателем «Яндекса» в суде и продолжат жить в его доме

Из окон особняка Аркадия Воложа в Музейном квартале Амстердама, выходящих прямо на парк Вондела, сегодня свисают не совсем обычные баннеры. Один призывает бороться с вооруженными конфликтами и капитализмом, а другой гласит — прямо на русском языке: «Яндекс» + ФСБ = <3». Сооснователь российского IT-гиганта к акции вряд ли причастен, ведь здание уже почти месяц оккупируют сквоттеры.

Сквоттеры одержали верх над основателем «Яндекса» в суде и продолжат жить в его доме
© BFM.RU

Как писал Business Insider со ссылкой на нидерландские СМИ, поселенцы рассказывают о саунах на каждом этаже и девяти ванных комнатах, которыми теперь пользуются амстердамские студенты. По просьбе Business FM директор местной туркомпании AleGoTour Олег Аклас посетил место событий. И даже перекинулся парой слов с одной из незваных гостей Воложа:

Олег Аклас директор туркомпании AleGoTour «Конечно, место выбрано очень симпатичное, прямо напротив парка. Окна зарешечены. За ними оргстекло. Дом выглядит как большой особняк, как будто в нем никто не живет. Я думаю, что именно это и привлекло внимание. Там кто-то внутри ходит. Ребята не очень выходят на контакт. Конечно, они понимают, что могут быть разные провокации. Судя по тому, что я вижу через стекло, это милая девушка в красивом свитере, а не какие-то мрачные ребята с окладистыми бородами. Как правило, это студенты, молодые люди, активные в социальной жизни. Судя по тому, как отреагировал суд, это абсолютно нормально. Действительно, так как они декларировали, что будут предоставлены возможности жить либо людям с небольшим достатком, либо беженцам, либо студентам, это очень актуально. То есть то, что происходит в Амстердаме перед началом учебного года, — это сумасшествие. В городе, где население меньше миллиона, учебных заведений больше чем на три миллиона. Поэтому у них очень высокие шансы остаться здесь и продолжать жить».

Российский бизнесмен оккупацией своей недвижимости не очень доволен. Как пишет голландская NRC, Волож подал в суд на сквоттеров, но в итоге проиграл — причиной послужила амальгама правовых обстоятельств. Во-первых, активы миллиардера находятся под санкциями Евросоюза. Во-вторых, законы Нидерландов запрещают сквоттинг как таковой, но допускают заселение неиспользуемых зданий. В-третьих, особняк Воложа какое-то время находился на реновации, что считается использованием недвижимости, однако санкции запрещают производить действия, которые приведут к повышению стоимости подсанкционных активов, поэтому ремонт пришлось приостановить.

Юристы бизнесмена пытались доказать, что тот намерен пользоваться зданием в личных целях, но суд с этим не согласился, поскольку подсанкционные лица не могут въезжать на территорию ЕС. Но вряд ли все потеряно, полагает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев:

Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро А2 «Полагаю, что шансы высокие, несмотря на всю историю с санкциями и так далее. Да, действительно, и в Германии, и в Нидерландах сквоттерская история и невозможность их выселения в упрощенном порядке существуют, такие прецеденты были достаточно часто, даже в Берлине пару лет назад была громкая история. Как обычно получаются решения в пользу сквоттеров? Что здание заброшено, в нем отсутствуют признаки использования, в целом не используется достаточно давно. Сквоттеры при этом используют его открыто, часть даже используют под коммерческие помещения, каких-то небольших кафе, проводят туда каким-то образом электричество. Эти признаки позволяют им отстаивать свои права. Полагаю, что сейчас адвокаты подготовят необходимые документы и дело будет рассмотрено в полноценном судебном процессе, будет получено нужное решение».

Культура сквоттинга зародилась в Нидерландах еще в 60-х годах, когда владельцы недвижимости оставляли ее пустующей, чтобы спекулировать на росте цен. Сквоттеры стали оккупировать здания и сопротивляться выселению, ссылаясь на законы о безопасности жилища: по решению Верховного суда страны легальным жильцом считается любой обитатель помещения, у которого есть стол, стул и кровать.

В 2010 году в Нидерландах был принят закон о запрете сквоттинга, запрещающий оккупацию используемой недвижимости, после чего под арестом оказались более 500 человек. Тем не менее в стране продолжают функционировать более десятка крупных сквотов, многим из которых удалось заранее легализоваться. Кооперативы сквоттеров используют здания в качестве социального жилья или общественных пространств. И если юристам Воложа не удастся взять реванш, в самом центре Амстердама может появиться новый, условно легальный сквот.