Директор с душой импрессиониста: что нужно знать об Игоре Грабаре и выставке в Третьяковке

Масштабная ретроспектива рассказывает не только о живописном мастерстве художника, но и о других гранях его таланта: Грабарь занимался художественной критикой, реставрацией икон и сохранением архитектуры, был основоположником советской школы искусствознания, куратором и первым директором Третьяковки. Выставка продлится до 26 февраля 2023 года.

Директор с душой импрессиониста: что нужно знать об Игоре Грабаре и выставке в Третьяковке
© ТАСС

Мечта о "дворянском гнезде"

Два этажа Инженерного корпуса превратили в пространство, где каждый зал — объемная глава из жизни Игоря Грабаря. Сперва мы попадаем в воображаемую гостиную барского дома: на высоких бордовых стенах, в шпалерной развеске, сияют золотистыми красками загородные пейзажи. Художник очень любил культуру русских усадеб, ему были близки размеренная жизнь в них и сибаритство, но недоступны — Грабарь родился в семье эмигранта, депутата венгерского парламента, который из-за русофильских взглядов был вынужден уехать. Детство Игоря было довольно простым, его родители поселились в Рязанской губернии, отец работал учителем в гимназии. В Московском Императорском лицее — закрытом привилегированном заведении для дворянских детей, куда 11-летний Грабарь отправился учиться как стипендиат в 1882 году, над его бедностью нередко посмеивались мальчики из состоятельных семей. Игорь Грабарь с детства увлекался рисованием, но занялся им более серьезно именно в лицейский период: он делал наброски природы, учился ставить натюрморты, изображал своих учителей и одноклассников.

Позже Грабарь занимался в мастерской профессора Павла Чистякова — учителя Василия Поленова и Валентина Серова, а в 1894 году поступил в Императорскую Академию художеств, где его наставником стал Илья Репин. Параллельно юноша получил юридическое образование в Петербургском университете, но тяга к прекрасному брала свое. С 1896 по 1898 год он продолжил учиться живописи в Мюнхене у Антона Ажбе.

Вернувшись на родину, художник решил воплотить мечту о родовом гнезде в картинах — на полотна перебрались образы дворянских усадеб, тихих парков, деревьев в подмосковных имениях. Первый усадебный пейзаж "Луч солнца" появился в 1901 году: на нем изображен окутанный мягким свечением дом-павильон в классическом стиле. Грабарь использовал теплую палитру — охра, золотые и бежевые оттенки, на контрасте с ними — голубое небо. Куратор выставки Ольга Атрощенко предполагает, что художник выбрал такие цвета, вдохновившись работами Ван Гога — их он увидел во время поездки в Европу. В подобной "Лучу солнца" манере Грабарь создал серию картин и привлек к себе внимание: импрессионистическая манера, как и мотивы русской усадьбы, были тогда новаторскими.

Собственная дача в поселке Ново-Абрамцево, со светлым домом в стиле деревянный модерн и пушистыми кустами сирени, появилась у Грабаря в 1930-е годы. Конечно же, и ее художник неоднократно изображал: увидеть картины с ней можно в следующем зале.

Пленэр под синим зонтом

Центральный зал создатели выставки задумали как воображаемый парк-пленэр, на белоснежных стенах выделяются зимние пейзажи — розовые лучи "Морозного утра" (1906), ажурные тени на "Мартовском снегу" (1904), покрывшаяся инеем береза на знаменитом полотне "Февральская лазурь" (1904). Чтобы написать ее, Грабарь выкапывал в сугробе траншею, забирался и работал прямо в ней: с такого ракурса ему удавалось выстроить необходимую перспективу снизу. Создание картины выглядело необычным еще и потому, что художник устанавливал над собой большой синий зонт — он защищал холст от капель таявшего на ветках снега. Подобный зонт кураторы разместили на выставке как символ.

В этом же зале можно ознакомиться со множеством портретов, которые Грабарь написал в 1930–1940-е годы. В левой части — в основном образы его близких людей: с одной картины улыбается дочь Ольга в синем берете, на другой — жена Валентина в буйстве зелени, с книгой — сын Мстислав. В противоположном конце зала представлены так называемые светские портреты: Сергей Прокофьев за работой над оперой "Война и мир", Елизавета Никулина (урожденная княжна Волконская) с арфой и "Портрет В.И. Ленина" (1933). Его Грабарь писал по заказу московского Музея революции уже после смерти политика. Чтобы лицо получилось максимально реалистичным, по фотографиям Игорь Грабарь слепил сначала бюст вождя, раскрасил его акварелью и использовал в качестве натуры на фоне специально задекорированного кабинета.

Если сравнивать пейзажи художника — наполненные светом и теплом, какой-то детской восторженностью и трепетом перед природой, с его портретами — достаточно плоскостными, монументальными, можно подумать, что их написали два разных художника. От увлечения Ван Гогом, Мане, Сезанном и легкой импрессионистической манеры Грабарь перешел к соцреализму.

Ученый, реставратор и директор

В одном из небольших залов кураторы выставки условно воссоздали кабинет. Начав свою научную деятельность еще в молодости с художественных обзоров и эссе в журналах "Нива", "Мир искусства", "Весы", Грабарь вел ее всю жизнь. Он активно изучал творчество других художников и писал о них книги, занимался искусствоведением, стал редактором и одним из авторов монументального издания "История русского искусства" в 1906 году. За стеклянными витринами кабинета можно рассмотреть рукописи Грабаря, обложки журналов и книги, в создании которых он принимал участие. На синих стенах развешаны ранние работы художника.

Второй этаж выставки посвящен Грабарю — директору и реставратору. Третьяковскую галерею Игорь Грабарь возглавил в 1918 году. Занять эту серьезную, не такую уж творческую должность он согласился, чтобы изучать искусство "вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей". Грабарь составил первый научный каталог музея — вместе с другими сотрудниками он описал более 4 тыс. экспонатов, созданные им атрибуции используются до сих пор. Также художник устроил масштабную перепланировку выставочного пространства, что вызвало дискуссии в прессе. Грабарь объяснял, что картины в галерее развешаны неправильно — "крошечные этюдики рядом с огромными холстами".

Заслугой Игоря Грабаря стало не только логичное оформление постоянной экспозиции Третьяковки, какой мы видим ее и сегодня, но и значительное ее расширение. Он приобретал работы современных художников: Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Кузьмы Петрова-Водкина, Роберта Фалька и других авангардистов. Особое внимание Грабарь уделял древнерусскому искусству — из экспедиций привозил старинные иконы. Многим из них требовалась тщательная реставрация. Так, в 1924 году художник создал и возглавил Центральные государственные реставрационные мастерские.

Процесс восстановления произведений Грабарь хотел сделать выверенным, научным, поэтому привлекал к работе химиков, физиков, микробиологов. Также мастерские занимались исследованием регионов и сохранением их культурного наследия: регулярно проводились экспедиции, в ходе которых мастера находили и укрепляли памятники архитектуры.

От естественного разрушения и намеренного сноса Грабарь спасал и столичные постройки. Мы можем быть благодарны ему за то, что видим храм Василия Блаженного на Красной площади, Палаты Аптекарского приказа у Музея архитектуры, церковь Владимирской иконы Божией матери и множество других.

Дарья Шаталова