В Москве вышла обновлённая версия спектакля «Вернувшиеся: Иная реальность»

Обновлённую версию иммерсивного шоу «Вернувшиеся: Иная реальность» о загадочной истории семьи Алвинг можно увидеть в особняке Дашкова, где оно впервые было представлено шесть лет назад. За годы до перерыва из-за пандемии коронавируса «Вернувшихся» посмотрели более 200 тыс. человек в Москве и Санкт-Петербурге. С декабря 2022 года зрители могут увидеть переработанную авторскую версию спектакля, в которой задействованы такие артисты, как Кристина Асмус, Дарья Мороз, Кирилл Нагиев и другие.

Невероятное иммерсивное шоу, поставленное хореографом Мигелем при поддержке Вячеслава Дусмухаметова, возвращается в Москву после более чем двухлетнего перерыва. Особняк Дашкова откроет свои двери для всех, кто хочет погрузиться в атмосферу уникального спектакля.

История семьи Алвинг в новой версии шоу «Вернувшиеся: Иная реальность» расширилась, видоизменилась, дополнилась новыми действующими лицами и стала ещё более гротескной, чем оригинальная постановка (и куда более масштабной, нежели пьеса-первоисточник «Привидения», написанная Генриком Ибсеном в конце позапрошлого века). При этом авторы обновлённого шоу истории и сюжетные линии основных героев трогать не стали, расширив лишь «ассортимент» второстепенных персонажей и равномерно распределив их по помещениям особняка.

Беспокоиться, что расширенное представление утомит, не стоит: особенность иммерсивной постановки заключается в том, что зритель не привязан к одному месту, а волен перемещаться по пространству особняка в любом направлении, изучать меняющееся окружение, наблюдать за происходящим в каждой из десятков комнат, коридоров, переходов и лестниц. Особо удачливым даже выпадет шанс повзаимодействовать с артистами: формат шоу подразумевает и это.

На входе в особняк семьи Алвинг зрителей попросят выключить телефоны, вручат карточки с кодовым словом и маски. Слово на карточке определяет очерёдность входа в жилые помещения — попасть в запутанные коридоры можно лишь небольшими группами с разницей примерно в 15 минут.

А ещё зрителям строго-настрого запретят разговаривать с кем-либо вокруг, в том числе и с героями постановки, в противном случае фигуры в чёрных масках и плащах, безмолвно наблюдающие за происходящим, выведут нарушителя прочь — и вовсе не факт, что просто на улицу (особняк хранит множество тайн, а количество черепов на некоторых полках наводит на определённые мысли…). Но вместе с тем слуги и жильцы могут сами обратить внимание на гостей в белых масках, и тогда уже они станут, хоть и ненадолго, частью спектакля. Например, хозяин дома может предложить зрителю выпить, а служанка Регина попросит написать записку под диктовку. Хелен Алвинг легко закружит гостя в танце, а некоторые персонажи могут просто напугать, причём не исключено, что это произойдёт непреднамеренно.

Исследование особняка — это отдельное удовольствие. Жутковатое звуковое сопровождение, дымок, вьющийся по узким коридорам, меняющееся освещение — всё это создаёт загадочную и мистическую атмосферу и усиливает погружение в происходящее. Интересно, что различные события разворачиваются одновременно практически во всех помещениях и дом меняется вместе с населяющими его персонажами. Там, где не было ничего интересного всего пять минут назад, на новом витке изучения может оказаться любопытная или шокирующая деталь или персонаж. Или несколько персонажей, взаимодействующих друг с другом и со зрителем, в то время как кто-то из них буквально пробегает по потолку (здесь нужно сказать отдельное спасибо Мигелю и его коллегам за хореографию — все номера выглядят здорово, но некоторые особенно впечатляют).

Восхищает и работа с запахами. В кладовой можно почувствовать ароматы закаток и маринадов, а в ванной хозяев, примыкающей к их спальне, духов и мыла. В мастерской Освальда Алвинга запах красок окажется доминантой, в то время как в помещении исповедальни звучат ароматы мирры и ладана. В каждом элементе и в каждой детали реквизита чувствуется не просто любовь, а подлинная одержимость создателей их детищем.

«То, что эти ребята сделали здесь, — это фантастика. Такого не бывает. Такого никогда не происходило — мы за месяц собрали спектакль вместе с домом», — рассказал Мигель.

Если зритель не знаком с пьесой Ибсена или сюжетом «Вернувшихся», первое время его впечатления от происходящего, скорее всего, будут укладываться в парадигму «ничего не понятно, но очень интересно». Старинный особняк, тёмные коридоры, скрип половиц, поворот — и мимо пробегает кричащая Кристина Асмус, то есть, конечно же, служанка Регина. Зритель идёт за ней, а в одной из комнат на его пути с ума сходит сын хозяйки особняка Освальд, отчаянно борющийся со своим спятившим вторым я. Да и сама хозяйка дома оказывается не без сюрприза, впрочем, как и остальные центральные действующие лица — в «Вернувшихся» вообще нет положительных героев, но нет и откровенно отрицательных. Все они драматические, полные переживаний, страстей, боли и противоречий. И все — в двух экземплярах.

«Особенность нашего спектакля в том, что главные персонажи это хозяйка дома Хелена, её сын Освальд, Регина главная служанка, пастор Мандерс Их выходит по два человека за шоу», рассказала Кристина Асмус.

Таким образом подчёркивается двойственная природа каждого героя: с одной стороны — та его половина, что видна всем окружающим, с другой — подлинные эмоции, чувства и желания. Или безумие, которое, как порой кажется, поглотило всех жильцов особняка без исключения. Он, в свою очередь, тоже часто оказывается не тем, чем кажется на первый взгляд. А уж раскроет ли зритель его секреты, найдёт ли тайные ходы и скрытые от посторонних глаз детали — зависит только от него.

Премьерные показы обновлённого иммерсивного шоу «Вернувшиеся: Иная реальность» стартовали в декабре 2022 года в особняке Дашкова.