Ленин в зарослях хлопка, сгоревшая чайхана и «солнечная» ротонда: история павильона Республики Узбекистан на ВДНХ
На ВДНХ в этом году завершается масштабная реконструкция национальных павильонов. Каждый из них является не только уникальным памятником архитектуры, но и данью традициям национального зодчества бывших советских республик. Сегодня мы поговорим о павильоне №66 «Советская культура», где на протяжении многих лет размещалась экспозиция Узбекской ССР. В 60-х здание превратилось в площадку для выставок советского искусства, а в 2019 вернулось к своим национальным корням: ныне здесь расположился выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан.
Сочетание национальных традиций и советской архитектуры
Хотя каждый из павильонов ВДНХ уникален, это здание сразу выделяется на фоне остальных. Где еще найдешь такую красивую резную ротонду на стройных колоннах с куполом в форме 12-конечной звезды? Другой такой нет ни на Выставке, ни, возможно, во всем мире.
Павильон был построен по проекту архитектора Стефана Полупанова. Он известен своими работами в Узбекистане: это и дома-коммуны в Самарканде и Ташкенте, и здания Самаркандского сельхозинститута, Совета Министров УзССР, Дом культуры и труда. Кроме того, Полупанов спроектировал еще один павильон ВДНХ – «Северный Кавказ». В своих работах он сочетал принципы авангарда и приемы национальной архитектуры. Полупанову удавалось мастерски переводить национальные формы на язык современной архитектуры, и павильон №66 – яркое тому доказательство.
И главной «героиней» здесь была, конечно же, эффектная ажурная ротонда. Звездообразный купол сверкал и переливался всеми цветами радуги, которую поддерживали высокие, стройные колонны, увенчанные узорными цветными капителями. Где Полупанов подсмотрел такую оригинальную форму беседки? Конечно, в Узбекистане. За основу он взял небольшой узбекский столик с высокими ножками, только значительно увеличил его в размерах.
У основания ротонды был установлен большой фонтан, а по бокам от входа высились покрытые бронзой статуи узбекской и кара-калпакской девушек. В руках они держали большие охапки хлопка и фрукты – традиционные символы обильного урожая и плодородия. Отдельного внимания заслуживают скульптурные и орнаментальные рельефы фасада – плоские, почти контурные, они напоминали пышный восточный ковер. В них также отражались две главные отрасли сельского хозяйства Узбекистана – хлопководство и каракулеводство.
Равно как и беседка с фонтаном, излюбленным местом отдыха москвичей стал сад, высаженный возле павильона. Здесь можно было укрыться в тени типичных для Узбекистана деревьев – миндаля, граната, чинара, шелковицы... В глубине сада гостей встречала уютная чайхана.
Резные ворота павильона – отдельное произведение искусства. Над их созданием трудились лучшие мастера Узбекистана. И то, что за этими дверями, тоже выполнено руками узбекских художников: они занимались росписью стен, потолков, портиков, капителей. Руководил бригадой известный живописец Уста Якуб Рауфов.
При входе в центральный зал в глаза первым делом бросалась огромная скульптурная композиция «Ленин и Сталин в Горках». Вожди буквально утопали в цветах белоснежного хлопка – зал был полностью посвящен этой популярной в Узбекистане культуре. Позади скульптуры возвышалась гигантская пирамида, или хирман, сложенная из натурального хлопка-сырца. Его привезли из 20 самых передовых колхозов республики.
Не хлопком единым: какой была выставка достижений Узбекской ССР?
Но, конечно, в павильоне были представлены не только достижения собирателей хлопка. Так, проследовав во второй зал, можно было увидеть примеры успехов социалистических. Многочисленные панно и стенды рассказывали о наиболее видных коммунистах Узбекистана того времени, а также известных народных мастерах, артистах, выдающихся пионерах. Кроме того, этот зал знакомил посетителей с подробной историей Узбекской ССР – от царской России до создания Советского Союза. На стене красовалась резная карта республики. В правой части зала находилась экспозиция, посвященная механизации сельского хозяйства УзССР и развитию химической промышленности. Однако, невзирая на индустриальную тематику, авторы проекта и здесь не забыли о национальных традициях: стены были украшены традиционными узбекскими коврами.
Третий зал собрал воедино достижения узбекского народа в сельском хозяйстве, животноводстве, плодоводстве, виноградарстве, а также успехи индустриализации, ирригации, зернового хозяйства. Четвертый повествовал о достижениях узбекских ученых: здесь на панно и стендах демонстрировались успехи лучших НИИ, вузов и лабораторий, висели портреты выдающихся ученых и новаторов республики.
Наконец, пятый зал – пожалуй, самый просторный и светлый – был посвящен успехам в сфере производства шелка, хлопкоочистительной и текстильной промышленности. Центральное место здесь занимал макет Ташкентского текстильного комбината имени Сталина. Напротив информационных стендов были установлены большие вазы, которые наполнял шелк-сырец, или греж. А левая часть пятого зала была целиком отведена под выставку достижений Кара-Калпакской АССР, которая в 1937 году была присоединена к Узбекской ССР.
Послевоенные годы: сталинский ампир и монументальность
Великая Отечественная война сильно изменила облик многих советских сооружений: какие-то были разрушены до основания, какие-то оказались в аварийном состоянии. Та же участь постигла и павильон №66 – за годы войны деревянная постройка пришла в полную негодность. Но в 1950-1954 годах Всесоюзная сельскохозяйственная выставка подверглась масштабной реконструкции. Экспозиция Узбекской ССР переехала в новый павильон, который расположился по правую руку от фонтана «Дружба народов». Как и довоенное, это здание было построено по проекту Полупанова.
Новый павильон вышел гораздо более монументальным. Такого эффекта удалось достичь за счет стилобата – верхней части ступенчатого цоколя, удерживавшей массивные колонны. Белоснежная (здание было белым, в 2021-22-м перекрашено в песочный) постройка была выполнена в стиле сталинского ампира и в плане имела П-образную форму. Весь ее облик органично вписывался в торжественную атмосферу послевоенной ВСХВ. Тем не менее новый павильон имел явные сходства с предшественником как в плане композиции, так и в плане оформления. Достаточно взглянуть на боковые фасады: в украшающей их лепнине присутствуют традиционные узбекские орнаменты, имитирующие хлопок.
Ко входу в павильон ведет широкая лестница, в 50-х ее украшали скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода, но, к сожалению, до наших дней они не дошли. По бокам от лестницы – два бассейна. Это все, что сохранилось от каскада фонтанов, начинавшихся у двух огромных живописных панно, выполненных советским художником Петром Котовым: «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций». Панно располагались за колонными портиками боковых частей павильона. Эта композиция была посвящена эксплуатации Узбекистаном водных ресурсов для электрификации и орошения полей.
Как и в случае с довоенной постройкой, ключевым элементом в композиции нынешнего павильона является ротонда. Ее украшает изящный орнамент в виде национальных узбекских узоров, а в центре красуется фонтан, струи которого вздымаются на высоту 15 метров. В первоначальной версии элементы беседки были полихромными, что создавало впечатление ожившей архитектуры. Главный вход представляет из себя нишу, украшенную разноцветной майоликой. Вся плоскость фасада покрыта национальными орнаментами.
И снова центральная тема здесь – хлопок. Капители, карнизы, панно и другие части здания стилизованы по мотивам хлопковой коробочки. Внимание посетителей сразу привлекал ажурный орнаментированный купол, напоминавший солнце, а обилие зеркал визуально расширяло пространство светлых залов.
Позади павильона раньше располагался магазин «Узбеквино», куда многие посетители шли после осмотра экспозиции. Некоторые проводили время в ресторанчике «Узбекская чайхана», после 1959 года он стал называться «Ташкент». После войны его перестроили, автором проекта выступил все тот же Полупанов. Здание было выполнено из дерева и восхищало гостей (здесь могли свободно разместиться до 300 человек) изящной колоннадой, каскадом фонтанов, просторными террасами и сквозными решетками. К сожалению, в 1970-х в здании произошел пожар, восстановить его не удалось.
«Советская культура»
В 1964 году на ВДНХ (к тому времени выставка уже была переименована) произошли очередные крупные изменения. Отныне каждый павильон был посвящен какой-либо отрасли, ее развитию и успехам. В связи с этим экспозиция павильона №66 была полностью изменена, а сам он переименован в павильон «Советская культура». В соответствии с названием в нем стали размещать выставки советского искусства и устраивать различные концерты. Кроме того, роль филиалов экспозиции «Советская культура» в разные годы играли находящиеся рядом павильоны Таджикской ССР, «Советская печать» и «Земледелие».
В конце 70-х тематика культуры и хозяйства Узбекистана вновь пришла в павильон №66. Произошло это в 1977 году в рамках экспозиции «В стране единой», приуроченной к 60-летнему юбилею Октябрьской революции: в павильоне открылась временная экспозиция Узбекской ССР.
В 1990-е годы ВДНХ (тогда уже ВВЦ) превратилась в один гигантский торговый комплекс, и в павильоне «Советская культура», как и во всех остальных, открылись многочисленные магазины, где можно было купить сувениры, одежду, изделия ремесленников и ювелиров и многое другое. Произошла большая реорганизация пространства: внутри павильона установили много легких перегородок, изменивших его первоначальную планировку.
В 2016 году в павильоне №66 открылась галерея музейно-выставочного центра «РОСИЗО». С апреля 2016 года по декабрь 2017 года там было проведено три выставки. И, наконец, в 2019 году Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Узбекистан заключили соглашение: павильон был передан Узбекистану с целью создания национального выставочно-культурного и экспозиционного центра на территории ВДНХ.