Эксперты: в России появилась мода на ностальгические нюансы в интерьере жилья

МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Эстетика IKEA пока остается в России мейнстримом индивидуального интерьера, однако россияне все чаще украшают свой дом элементами из советского прошлого или предметами, переосмысляющими народные промыслы. ТАСС опросил экспертов, как отразился уход шведского ретейлера из РФ и геополитические события на интерьерной моде в стране.

"Современные предпочтения россиян в интерьере после ухода IKEA из России остались неизменными. Компания привлекала потребителя не только современным сдержанным дизайном, но и демократичной ценовой политикой. Освободившуюся нишу на рынке занять пока никто не смог", - рассказала ТАСС директор по развитию арендного жилья ДОМ.РФ Вероника Янушкевич.

В портфель ДОМ.РФ входят 16 корпоративных, студенческих, коммерческих и льготных арендных домов в семи регионах суммарно на 10 тыс. квартир. Арендное жилье обставляется мебелью и техникой с учетом новых тенденций, отмечали в компании.

Тренд на эмоции в интерьере

По словам Янушкевич, на российский рынок стали активно выходить турецкие производители мебели, но и они предлагают в дизайне не восточную, а западноевропейскую стилистику. Пока эстетический код IKEA остается мейнстримом в интерьере квартир, согласился президент международной общественной ассоциации "Союз Дизайнеров" Александр Бобыкин: "У заказчика по-прежнему есть желание покупать вещи в скандинавском стиле у производителей из Китая и России".

Однако в последнее время россияне стали интегрировать в интерьеры от IKEA грезы о советском прошлом, по словам Бобыкина. "Когда все вынуждены были проводить время дома из-за COVID-19, возник тренд на смешение функции дома и офиса. В его основе домашний уют и экологичность. Возникла потребность в эмоциональной близости к старым вещам, например, к бабушкину комоду", - пояснил он.

По его словам, самый популярный сейчас в РФ стиль - эклектика, в которой сочетаются современная мебель с вещами с блошиного рынка.

Достойное российское предложение

"Дизайнеры очень чутко реагируют на запрос общества - проявившийся интерес к удобству и эстетике, к современной классике - такой, как переосмысление разработок XX века. В украшении жилья и общественных пространств очень востребованы сейчас остроумные, теплые аллюзии к традиционным промыслам и предметам народного быта", - рассказала ТАСС директор Всероссийского музея декоративного искусства (ВМДИ) Елена Титова.

Во ВМДИ сейчас проходит выставка работ номинантов III биеннале предметного дизайна "Придумано и сделано в России". Экспозиция включает более 200 предметов мебели, интерьера, текстиля и посуды. Титова возглавляла жюри конкурса.

По ее словам, российский дизайн мебели и предметов интерьера сейчас развивается по-разному в области промышленного (крупнотиражного) и студийного дизайна (небольшой тираж, значительная доля ручного труда). "Промышленные дизайнеры вдохновляются эстетикой и эргономикой второй половины XX века, но при этом используют экологически выверенные материалы, например, вторично обработанные. В студийном дизайне ярко выражены заимствования из различных народных художественных промыслов: обыгрываются традиционные технологии отделки и украшения, резьба по дереву, присущая народным промыслам символика, отсылки к крестьянскому быту", - пояснила эксперт.

Титова резюмировала, что предложения российского предметного дизайна сейчас "очень высокого эстетического уровня, и есть хорошие инженерные работы".