Николай Полисский: "Не нужно художнику думать о вечности - проиграешь"

Куб из квадрата "Супрематический куб" - это, по сути, переведенный в объем "Черный квадрат" Казимира Малевича, самая известная работа русского супрематизма и, может быть, вообще самое известное произведение искусства, появившееся в ХХ ве­ке в нашей стране. Куб сложен из 700 стволов деревьев, привезенных из Никола-Ленивца и покрашенных в разные цвета. Для художника важно, что скульп­тура видна насквозь. - Что такое супрематизм, как мне кажется, толком не знают даже самые внимательные и интересующиеся искусствоведы и зрители, - говорит Николай Полисский. - Малевич считал, что это абстрактная форма и преобладание цвета. Поэтому я решил, что будет супрематический куб. Потому что Третьяковка - это Малевич, главное сокровище прошлого века в этом музее. Мы решили сделать цветом очень простую форму куба, миллионы раз использованную. И пронзили ее светом. Когда проходишь мимо, то с каждой точки видишь новую комбинацию цветных стволов, они никогда не повторяются. Обычно скульптуру смотрят "по поверхности", скульптор старается сделать так, чтобы было красиво с разных сторон, а здесь, очевидно, все работает внутри. Художнику есть что сказать и защитникам экологии: деревья для скульптуры специально вырастили в его арт-вотчине - Никола-Ленивце в Калужской области. На их месте уже растут новые "от тех же корней". - Мы не портим природу, - уверяет Полисский. - В Никола-Ленивце с экологией настолько хорошо, что там скоро уже трудно будет ходить. Художники не справляются с природой. Не менее значимо для автора и то, что объект, отсылающий к супрематизму, установлен у памятника конструктивизма. - Я рад, что скульптура появилась именно у фабрики, которая напрямую продолжает заветы Малевича, - отмечает он. - Абстрактную живопись придумал Кандинский, супрематизм - Малевич, эти дерзновенные художники первыми дошли до этих идей. Никто этого сейчас не представляет, но весь современный "вещевой" мир, весь дизайн вышел из супрематизма. Его придумали художники, когда появилась абстрактная форма. Я помню, когда мы учились, то в Русском музее обмеряли чайник Малевича. Пить чай из него, наверное, неудобно, но вот это внимание к вещам появилось тогда. Весь мир, который нас окружает, придумали тогда художники, а разрабатывали дизайнеры весь ХХ век. Полисского вдохновляет сама идея Фабрики-кухни и "освобождения женщины от кухонного рабства": - Я увидел это здание впервые, но много читал о нем. Потрясающая история, тогда действительно начиналась какая-то новая эпоха. Она потом не совсем осуществилась, но вот эта идея освободить женщину от кухонных дел по-своему хороша. Думаю, в какой-то форме она еще осуществится. Потом это здание жило, может быть, не лучшей своей жизнью, потеряло пафос. А сейчас опять вернулось. Это так здорово для города, для жителей, может быть, для всей нашей страны. Я очень прошу жителей ходить сюда, поддерживать здесь жизнь, набираться культуры, приносить сюда культуру. Полюбите этот дом, приходите сюда, помогайте. Это здание родилось как настоящее, и его вторая жизнь должна быть не менее славна, чем первая. Новая традиция "Супрематический куб" дал старт паблик-арт-программе Третьяковки в Самаре. Проект поддержан Альфа-Банком. В новогодние каникулы музей готовит для посетителей семейный воркшоп, посвященный уличному искусству. - Сразу предполагалось, что вся территория вокруг Фабрики-кухни, в том числе "Сад баланса", будет пространством для уличного искусства, - рассказывает директор филиала Третьяковской галереи Михаил Савченко. - Тем самым музей немного расширяет свои границы, выходит за стены. Надеюсь, куб даст старт традиции устанавливать в преддверии Нового года объекты художников разного стиля, опыта и возраста. Конечно, было важно начать с громкого имени, и мы очень рады, что Николай Полисский согласился. Это мировая величина, живой классик ленд-арта, который работал во многих городах мира. И теперь Самара вошла в этот список. Здание Фабрики-кухни начнет принимать посетителей в следующем году. Открытие будет сразу комплексным - выставка, образовательный центр, резиденции для художников, кинозал, магазин, кафе заработают одновременно. - Это будет важное для страны событие, - говорит Савченко. - Мы откроемся выставкой, которая называется "На вкус и цвет", это такая дань зданию Фабрики-кухни. Можно сказать, что выставка про еду, но, вообще-то, это смотр 200 лет русского искусства, начиная с середины XIX века и до самых последних поступлений в Третьяковскую галерею. Здесь будут шедевры из разных музеев. "Поиграли - убрали" Николай Полисский - основатель арт-парка в Никола-Ленивце и фестиваля "Архстояние", известный на весь мир художник, чьи работы исходят из природы и ведут с ней диалог. На творческой встрече на Фабрике-кухне художник рассказал, как резко поменял жизнь в 42 года. - Несмотря на свой возраст, я художник нового тысячелетия, - говорит Полисский. - Как все советские люди, которые хотели быть художниками, я прошел весь путь - от Дома пионеров и художественной школы, через всякие курсы, поступил в Мухинский институт (академию Штиглица). Так что рисовать я умею, хотя для художника это давно не самое главное. В 42 года я был достаточно известным живописцем, с выставками в ЦДХ, и это был довольно тяжелый переход. И в феврале 2000 года я вдруг придумал "Снеговиков". Затем постепенно понял, что это моя новая жизнь, все остальное было только предвестником. "Снеговики" - одна из самых известных работ Полисского: огромное поле, заставленное одинаковыми снежными фигурами. - Это Никола-Ленивец, река Угра, - художник показывает фотографии места, теперь известного всем любителям арта и архитектуры. - Характерно, что там почти нет людей, появляются только приезжие. А так только кабаны, лоси, зайцы, лисы. И вот так случилось - я придумал этот проект в Нижнем Новгороде. Решил, что самое удобное осуществить его в Никола-Ленивце. К тому времени я уже 10 лет жил там, как на даче, рисовал пейзажи. Мне нравилась природа. Я поговорил с дядей Юрой, мы попробовали слепить снеговиков. Был мороз, ничего не получалось. Я нарисовал ему планы. Говорю: ты мужиков позови, пообещай 10 рублей за снеговика, пусть лепят. И уехал, потому что мне нечего было там делать. Забыл про это. Дядя Юра мне позвонил через две недели. Спросил, почему не приезжаю, - мол, снеговики стоят, а мужики денег требуют. Когда приехал, то будто оказался на острове Пасхи. Вроде бы сам это придумал, но это было какое-то невероятное чудо. Этот проект изменил мою жизнь. Полисский считает, что угадал со временем и местом: - Ни в Советском Союзе, ни сейчас никакого художника на улицу просто так не пустят бесконтрольно. А тогда я ставил все, что хочу. Нужно было попасть в эти 10 лет. Сейчас это повторить уже невозможно. Принципы работы художника были заложены с первой же работы в Никола-Ленивце. - То, чем я занимаюсь, называют чаще всего ленд-артом, но я считаю, что это не совсем ленд-арт, - говорит он. - Этому названия еще нет. Я работаю во всех средах. Главный принцип - быть адекватным природе, вырастать из нее совершенно естественно, не навязывать ей и людям ничего. По-русски говоря, не выпендриваться, но с другой стороны - удивлять. Это важно, чтобы художник удивлял, но был органичен этой земле. Поэтому я всегда взаимодействую с местными жителями, спрашиваю у людей, чего им хочется, какой материал у них есть - какой-то неожиданный, может быть, который я еще не использовал. Скульптуры Полисского появлялись в городах нашей страны, Франции, Люксембурга, Японии и Тайваня. Теперь одну из них можно увидеть в Самаре. Кстати, долговечностью своих произведений, как и вечностью вообще, художник не особенно озабочен: - Я не сторонник "долгих" вещей. Всё надоедает. После "Супрематического куба" можно будет поставить что-то другое. Мне кажется, не нужно художнику думать о вечности - обязательно проиграешь. То есть сделаешь такую вещь, которая будет всех мучить. Ну поиграли, посмотрели - убрали.

Николай Полисский: "Не нужно художнику думать о вечности - проиграешь"
© СОВА