Сокровища Аланского царства
Выставка «Сокровища Аланского царства. К 1100-летию крещения Алании» — это более 500 экспонатов из коллекций 11 музеев и научных институтов России. Четыре зала Зимнего дворца вместили почти 2000-летнюю историю Алании — от прикладного искусства II века до н.э. до скульптуры «Скорбящий ангел» Сосланбека Едзиева. О выставке рассказала ее куратор, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Анастасия Чижова.
Аланский бестиарий
— Первый зал выставки посвящен I-V векам, когда аланы переселились на Кавказ и смешались с местным населением — сарматами и кавказцами. Здесь проходили торговые пути, и Алания стала мостом между Древним Востоком и Византией. В курганных могильниках Предкавказья сохранились предметы различных стилей и «импорт»: стеклянные сосуды из Средиземноморья, античные бусы с головой Медузы Горгоны, римские амулеты из египетской пасты, иранские кубки.
Здесь же представлены находки из захоронения женщины-жрицы у селения Комарово — необычайно высокой (175 см), с большим горбом. Она была завернута в расшитое золотом покрывало из парчи, руки украшали витые золотые браслеты с фигурами баранов — символом древнеиранского бога удачи и царской власти Фарна. На груди было ожерелье с застежками в виде рогатых львов и кулон-вепрь — олицетворение бога победы Веретрагны. В погребении нашли также бронзовое зеркало и стеклянную чашу — предметы роскоши. Судя по статусным предметам, эта женщина 55−60 лет была из первых аланов-переселенцев — знатных кочевников, осевших на Кавказе.
Часть экспонатов первого зала — воинские комплекты из Бесланского катакомбного могильника II-IV веков. На золотом украшении конской сбруи, фаларе, изображены волки с разинутой пастью, они стоят вокруг свернувшегося дракона, а рядом в витрине — золотые ежики, которые часто встречаются у сарматов.
К эпохе Великого переселения народов и походов аланов на Запад относится богатое вооружение из некрополя другого раннеаланского города возле селения Брут: редкой красоты меч с длинной рукоятью и кинжал в ножнах с золотыми обкладками, серебряная нагайка с золотым навершием, золотые обувной гарнитур и конская узда, украшенные зернью и гранатами в стиле клуазоне. Могильник аланской воинской аристократии ограбили в древности, но тайник остался нетронутым, и в 1989 году его обнаружила экспедиция Музея Востока.
От некрополей — к храмам
— Второй зал посвящен эпохе раннего Средневековья (VI-IX века). Один из самых интересных некрополей этого периода — комплекс Даргавс. В захоронении, принадлежавшем, вероятно, предводителю конницы, нашли седло с серебряными накладками и с иранскими элементами в орнаменте. Серебряный поясной набор с изображением всадника-лучника на скачущей лошади обнаружен в аланском погребении у села Тарское.
В третьем зале — экспонаты X-XIII веков, времени расцвета Алании и принятия христианства. На выставке есть фрагменты алтарной преграды и фрески с изображением Святой Варвары из одного из древнейших православных храмов России — Зругского, свинцовые оттиски печатей митрополита Алании Иоанна и эксусиократора Алании Гавриила.
Одним из крупнейших аланских городов в эту эпоху был Верхний Джулат. В его некрополе у станицы Змейская в 1957 году археолог-алановед Владимир Кузнецов нашел саблю из серебра с позолотой, которая, возможно, принадлежала аланскому правителю. Похожая хранится в Музее истории искусств в Вене. Так называемая сабля Карла Великого, атрибут власти императоров Священной Римской империи, по декору почти совпадает с аланской.
Ещё одна интересная находка в Змейском некрополе — захоронение знатного алана с атрибутами предводителя конницы: начельником в виде богини с синими глазами из стекла с чашей в руках; деревянным седлом с луками, инкрустированными стеклом и с золочеными накладками с изображениями мифических существ; кожаной попоной с парой павлинов из серебряных нитей, клюющих плоды на древе жизни.
Находки из загадочного Рекома
— В четвертом зале — предметы позднего Средневековья и Нового времени: женские украшения XIV-XVIII веков, венецианские стеклянные сосуды из Махческа, костюмы из осетинских склепов, в том числе из Даргавса. Здесь же можно узнать, что доспехи последнего аланского царя Ос-Багатара, по легенде, хранились в святилище Реком у Цейского ледника. Сооружение возвели в XIV веке как христианский храм, а в XVII веке превратили в святилище. Археологи нашли там более тысячи приношений паломников: стрелы, иранскую и турецкую посуду, иконы и даже фигурки буддистских божеств.
В 1995 году Реком сгорел, но был восстановлен в прежнем виде. На выставке представлены оригинальные архитектурные детали деревянного памятника: двери, украшенные резьбой консоли и их навершия в виде фигурок голубей; хранившаяся в святилище русская икона XVII-XVIII веков. Богоматерь Федоровская, приношения паломников, рисунки и фотографии до и после реставраций 1928 и 1936 годов, а также макет Рекома.