Войти в почту

Кому нал? Нужно ли вводить в России единую платежку по ЖКУ. Комментарий Семена Новопрудского

Минстрой и Минцифры России рассматривают вариант внедрения в России «единых платежных документов с использованием индивидуальных и общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов». Такая идея содержится в подготовленном в середине декабря 2022 года письме Минстроя в адрес Минцифры и других заинтересованных ведомств.

Кому нал? Нужно ли вводить в России единую платежку по ЖКУ. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Минцифры может стать ключевым ведомством в реализации этого проекта, потому что единую платежку, скорее всего, сделают электронной (если идею одобрят и сумеют внедрить — не менее масштабная и широко разрекламированная идея единого электронного паспорта в России благополучно умерла, и о ней пока не вспоминают). Если единая платежка появится, всем домохозяйствам в России придется регистрироваться в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). Сейчас там обязаны регистрироваться только компании коммунальной отрасли, а мы с вами получаем на руки каждый месяц несколько разных квитанций на оплату коммунальных услуг, а также стационарной телефонной связи (она же во многих квартирах включает оплату домашнего интернета).

Сторонники единой платежки по ЖКУ называют три основных аргумента в пользу появления такого документа: это сделает платежи прозрачнее — люди увидят, за что конкретно и сколько они платят; это сделает платежи удобнее — лучше платить по одной платежке, чем по нескольким; это позволит уменьшить долги населения за коммунальные услуги, потому что люди перестанут терять бумажные квитанции и тем самым у них не будет «случайного» долга.

Пожалуй, среди этих аргументов не вызывает сомнений только удобство платежей. Заполнить один платежный документ — неважно, электронный или бумажный — действительно легче, чем несколько разных. Что касается прозрачности коммунальных платежей, я хорошо помню, как еще в конце прошлого века, в 1999 году, российское правительство разработало программу постепенного перехода за десять лет на стопроцентную оплату населением ЖКУ по их реальной себестоимости. Но в такой гигантской и разнообразной по климату и уровню жизни в разных регионах стране, как Россия, с такими диспропорциями в качестве коммунальных услуг, расходе газа и электроэнергии так и не удалось сформулировать четкие критерии для определения этой самой себестоимости. Не говоря уже о том, чтобы корректно подсчитать ее.

К тому же в некоторых регионах в платежки стали включать расходы на будущий капитальный ремонт домов (который еще неизвестно когда будет) и реновацию. В общем, прозрачнее для людей стоимость коммунальных услуг после включения в платежку показаний индивидуальных и общедомовых счетчиков не станет. Индивидуальных приборов учета до сих пор нет у большинства российских семей. Зато россияне еще с советских времен освоили нехитрые приемы, позволяющие сделать так, чтобы свет горел у тебя, а счетчик электроэнергии, учитывающий ее расход, в это время крутился у соседа.

Еще менее реальным кажется влияние единой платежки по ЖКУ на размер коммунальных долгов населения. На конец декабря 2022 года они составляли астрономическую сумму 804,5 млрд рублей, а в первые месяцы 2023 года из-за внеплановой индексации коммунальных тарифов и вовсе могут превысить триллион. Разумеется, такая сумма долга не могла накопиться не из-за того, что невнимательные россияне якобы постоянно теряют бумажные квитанции. Проблема в финансовой недобросовестности, но прежде всего в бедности миллионов наших соотечественников.

Кроме того, есть еще одна важная проблема, которую не может решить любая форма оплаты коммунальных услуг, — их качество. Люди платят за отопление независимо от того, какая температура в их квартирах зимой. За вывоз мусора — независимо от того, насколько регулярно этот мусор вывозится. Платили за капитальный ремонт домов, независимо от того когда их дом значится в графике ремонтных работ. Такие графики составляются чуть ли не на 20-30 лет вперед: те, кто их составляет, просто могут не дожить до момента реализации. По крайней мере, не дожить на своих постах.

Так что вряд ли есть смысл относиться к единому платежному документу за ЖКУ как-то иначе, чем к еще одному удобному электронному сервису. Если он появится и будет работать без сбоев, это может упростить платежи за коммунальные услуги. Но не повысит их качество и не уменьшит долги населения.