Войти в почту

Лебединая песнь народного зодчества. В Музее архитектуры вспоминают реставратора Александра Ополовникова

Главы кижской церкви Преображения, деревянными чешуйками-лемехами которых мы не можем налюбоваться, когда-то были крыты железом, а сам храм - обшит белым тесом. Считалось, что это спасет дерево от влаги и ветра, но под обшивкой все гнило гораздо быстрее. Бригада плотников архитектора-реставратора Александра Ополовникова, автора проекта реставрации, в середине 50-х сняла со стен обшивку, а с главок - железо, под которым нашли остатки старых лемехов. По их образцу было вырублено и установлено 30 тысяч новых, и храм стал выглядеть таким, каким был века назад.

Лебединая песнь народного зодчества. В Музее архитектуры вспоминают реставратора Александра Ополовникова
© Российская Газета

Кижскому погосту на выставке "Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества", посвященной выдающемуся русскому реставратору и проходящей во флигеле-Руине Музея архитектуры, отдан отдельный зал. Тут - те самые старые лемеха с Преображенского собора, макет которого стоит в центре зала, фотографии, фиксировавшие ход реставрации, разрезы главок.

Фото: Михаил Синицын/РГ

Реставрацию кижских храмов Александр Ополовников, приглашенный в Карелию в конце 40-х Управлением по делам архитектуры при Совмине Карело-Финской ССР, считал главным делом жизни. По его инициативе был создан Кижский музей- заповедник, в который были свезены - и многие тем самым спасены от разрушения - памятники деревянного зодчества с окрестных островов и не только.

Фото: Михаил Синицын/РГ

Но до всего этого был проект ТЭЦ завода им. Сталина 1938 года - чертеж пятикурсника МАРХИ, открывает выставку. Уловатый стеклянный фасад, конструктивистские арки, словом - образец промышленной архитектуры 30-х. В войну сержант Ополовников строил военные городки, пока в 1943-м не был направлен в командировку в Архангельскую область "…для фиксации ценных памятников деревянного зодчества". Он смог оценить богатство, которое ему открылось, в корне изменил свою жизнь и с тех пор занимался только деревянным зодчеством.

Фото: Михаил Синицын/РГ

И вот, во втором зале - первые "отмывки" (чертежи архитектурных объектов, но не "плоские", а - за счет нанесенных тонов и светотеней - объемные, позволяющие понять масштабы сооружения, передать пластику фасада и фактуру стен) храмов и часовен Карелии. У Ополовникова даже простые одноглавые церкви в разрезе, с цифрами обмеров тут выглядят не рабочими материалами, а художественной графикой, которой любуется и обычный зритель, и специалист, - недаром будущий архитектор был одним из лучших рисовальщиков курса. Одной из задач кураторов и было увлечь нас красотой деревянных шедевров, это было и задачей, которую ставил себе герой выставки.

Как архитектор Управления Александр Ополовников исследовал памятники деревянного зодчества по всей Карелии, так и на выставке идешь вместе с ним - от храма к храму, от чертежа к макету, вглядываясь в прорисованные детали, фото и надписи. Вот одна из них, 1954 года, - с церкви Воскресения Лазаря из Муромского с восточного берега Онежского озера. Два прямоугольных четверика, главка с крестом - проще не бывает. Но XV век! Ополовников разобрал храм, перевез его на Кижи, по собственному проекту отреставрировал, восстановив утраченное.

Церковь Успения в Варзуге в Мурманской области: художественно прорисованные рисунки и чертежи Ополовникова выводят стройный, обтекаемый ветром силуэт, а статья реставратора в "Архитектурном наследии" в 50-х спасла памятник.

Фото: Михаил Синицын/РГ

А вот и макет деревянного храма Успения в Кондопоге, который Ополовников называл "лебединой песней народного зодчества". Храма никто, кроме времени, не касался, и реставратор в 1948-м ничего не воссоздавал, только реставрировал, укреплял, приводил в порядок. Но уберечь ее потомкам Александра Викторовича не удалось: высокая, легкая, идеально продуманная мастером 18 века церковь, стоявшая на мысе, уходящем в Онежское озеро, в 2018-м была подожжена и в считанные минуты сгорела дотла.

Фото: Михаил Синицын/РГ

Александром Ополовниковым было изучено около 300 памятников от Карелии до Якутии, а в восстановлении 60-ти он участвовал сам, не только с карандашом, но и с топором в руках. Карандаш он не выпустил из рук даже когда в конце 70-х его разбил инсульт. Пользуясь своими обмерами, он начал писать картины. Одна из них, с изображением Спасской церкви на Индигирке, есть на выставке.