Дворец Нарышкиных-Шуваловых: история продолжается
Как известно, в 1714 году в Санкт-Петербурге был основан первый государственный общедоступный музей – Кунсткамера. Сегодня в Северной столице работают свыше 200 музеев, их количество постоянно растет. Один из них – получивший огромную популярность Музей Фаберже. Каждый год он принимает более 420 тысяч посетителей. Учреждение располагается во дворце Нарышкиных-Шуваловых на углу набережной Фонтанки и Итальянской улицы. Дом на набережной Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге был построен для семьи графов Воронцовых. Тогда, в 1790-х, он представлял собой компактный особняк с восьмиколонным портиком. Имя архитектора не установлено, известно только, что здание было выполнено в стиле Джакомо Кваренги. В 1799 году дом купила влиятельная светская дама Мария Антоновна Нарышкина. Она значительно расширила здание, благоустроила его и превратила в настоящий дворец. Тогда дом на Фонтанке знал весь Петербург, здесь собирался цвет общества: оно и неудивительно, ведь особняк посещал Александр I, сделавший Нарышкину своей фавориткой. Дочь Марии Антоновны, Софью Нарышкину, даже считали внебрачной дочерью императора. В 1844 году, когда другая Софья из семьи Нарышкиных – Софья Львовна – готовилась к браку с Петром Павловичем Шуваловым, будущим санкт-петербургским губернским предводителем дворянства, начались значительные перестройки дворца. Они продолжались и после свадьбы – вплоть до 1859 года. Перестройку основного здания и пристроек вел академик Императорской академии художеств Бернар Симон, а фасады в духе эпохи Возрождения спроектировал архитектор Николай Ефимов. После революции дворец был национализирован. Здесь размещались различные музеи, Дом печати, ленинградское областное отделение всероссийского союза поэтов, ленинградская ассоциация пролетарских писателей, Дом инженерно-технических работников имени Молотова и даже проектная организация. В начале войны здание сильно пострадало во время налета авиации вермахта. Тогда был разрушен двухэтажный дворовый флигель, другая бомба пробила крышу над Колонным залом дворца и стала причиной большого пожара. В результате погибла значительная часть интерьеров, обрушился потолок, расписанный знаменитым живописцем Доменико Скотти. Только через 20 лет после Победы здание удалось полностью отреставрировать, и в нем расположился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. В 2006 году правительство Санкт-Петербурга передало Шуваловский дворец в аренду культурно-историческому фонду «Связь времен». Согласно условиям аренды, фонд обязался отреставрировать здание. Работы начались в 2006 году, продолжались семь лет и проводились без привлечения государственных средств. 19 ноября 2013 года в здании торжественно открылся Музей Фаберже, который также работает как культурно-просветительский и научный центр. Он регулярно организует мероприятия, связанные с историей творчества знаменитого русского ювелира Карла Густавовича Фаберже. В составе постоянной экспозиции – не имеющее аналогов собрание русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX-XX вв. Самые ценные предметы здесь – девять из 52 пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже для императорской семьи. После революции они были вывезены за границу, но в начале 2000 годов их удалось вернуть на родину. Самое первое яйцо, под названием «Курочка», Карлу Фаберже заказал в 1885 году Александр III как пасхальный подарок для супруги, Марии Федоровны. Непрозрачная опаковая эмаль яйца имитирует скорлупу, а желток сделан из матового золота. В желтке «сидит» курочка, выполненная из разноцветного золота, а внутри нее – миниатюрная императорская корона. Подарок настолько понравился императрице, что Фаберже получил звание придворного поставщика, а выполнение заказов от царской семьи стало его ежегодной обязанностью. Яйцо «Бутон розы» Николай II подарил императрице Александре Федоровне на Пасху 1895 года. Оно покрыто прозрачной красной эмалью и украшено символами верности и любви: венками из золота, лиственными гирляндами и алмазными стрелами. На вершине яйца расположен акварельный портрет императора, написанный на пластине из слоновой кости. Свое название этот шедевр получил из-за желтого эмалиевого бутона розы с маленькой кнопкой. Если нажать на нее, лепестки раскрываются. Яйцо «Коронационное», посвященное торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны, стало символом фонда «Связь времен». Уникален сюрприз яйца – точная копия коронационной кареты, созданной при Екатерине II. Скорлупа яйца покрыта прозрачной жёлтой эмалью, а накладные эмалевые орлы соединены ветвями из золота. Фото: Wikimedia Commons/Retired electrician (CC0), Wikimedia Commons/Ninaras (CC BY 4.0), Wikimedia Commons /Михаил Овчинников (CC BY-SA 4.0)