За последнее десятилетие в Москве отреставрировали более 1 тыс. 900 объектов культурного наследия
За последнее десятилетие в Москве отреставрировали более 1 тыс. 900 памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Об этом сообщается на сайте мэра и правительства Москвы.
«При реставрации Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря специалисты сделали настоящее открытие. На стенах под растительным орнаментом, имитирующим ткань, они обнаружили монументальную живопись XVII века. Такие сюрпризы при очистке фасадов столичных исторических зданий специалисты встречают не часто. За последние годы были обнаружены также фрески, рельефы и каминный портал в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, посольстве Ливанской Республики и других зданиях», - говорится в сообщении.
В конце 2022 года в одной из комнат четверика Спасо-Преображенского собора реставраторы нашли старинные фрески, замазанные сверху новыми слоями масляной краски. Когда стены были расчищены, перед взорами специалистов предстали росписи со сценами Рождества Христова, поклонения волхвов и пастухов, бегства в Египет. Помимо этого, были обнаружены надписи, повествующие о назначении этой комнаты.
«Подобного рода находки либо реставрируются, либо консервируются до следующей реставрации. Если большая часть находки утрачена, то реставраторы воссоздают ее по архивным документам и фотографиям. Если отсутствуют данные по первоначальному облику утраченных элементов, возможно экспонирование их в виде зондажей и раскрытий», - приводятся в сообщении слова главы департамента культурного наследия Алексея Емельянова.
Много скрытой от глаз живописи было найдено в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина. С 2022 года там идет масштабная реставрация. В комнате, которая была библиотекой, обнаружен уникальный фрагмент живописного потолочного фриза (декоративная композиция в виде полосы). До этого момента все росписи потолка считались полностью утерянными, однако ученым удалось распознать маленький фрагмент за трубой.
«Мы демонтировали этот кусочек и передали его в лабораторию, где нам подтвердили, что это живопись на холсте. Там изображена имитация объемной мозаики с посеребрением для создания эффекта золота. Это необычная техника, когда на холст наносили грунт, на котором делали рельеф под мозаику. Все это покрывали морданом, а сверху - сусальным серебром. Далее смазывали лаками, и в итоге получался эффект золота. Это довольно характерный для того времени способ золочения. Благодаря архивным фотографиям удалось идентифицировать ту самую роспись с растительным орнаментом, которая была утеряна, как мы полагали. Сейчас мы планируем воссоздать живопись с помощью нашего образца», - отметила Виктория Яковлева, художник-реставратор ООО «Стройиндустриягрупп».
Еще один живописный фриз реставраторы обнаружили в кабинете Алексея Александровича Бахрушина. К сожалению, большая его часть была утрачена, однако есть и хорошо сохранившиеся фрагменты. На них отчетливо видны цапли и фламинго на берегу водоема с кувшинками. Фриз был расчищен, начаты работы по тонировке, чтобы распознать рисунок остальных фрагментов. Неожиданный сюрприз поджидал специалистов и в столовой. Там во время расчистки стен под 13 слоями краски проступила живопись. Как оказалось, изначально стены были выкрашены в бордовый цвет, поверх краски был нанесен набивной трафаретный посеребренный рисунок в виде чертополоха.
С конца 2021 года ведутся реставрационные работы в особняке на Садовой-Самотечной, в котором располагается посольство Ливанской Республики. Стены здания XIX века под многочисленными слоями краски скрывали, выполненную в технике альфрейной росписи (по сырой штукатурке). Сама композиция представляет собой рисунки, нанесенные градациями лишь одного тона (там изображены цветы и растения). Узоры, местами покрытые сусальным золотом, были выполнены на стенах помещений первого этажа и парадной лестнице. Автор этих работ неизвестен. Помимо этого, был найден портал керамического камина. На нем изображены былинные мотивы о князе Вольге Святославиче и богатыре-землепашце Микуле Селяниновиче работы Михаила Врубеля. Камин был сложен из кусков майолики. От обычной керамики она отличается тем, что изделие покрывается не одним, а двумя слоями глазури.