Корреспондент "РГ" поучаствовал в мастер-классе по рисованию обнаженных тел

Может, искусствоведы и не слышали, но и в Чертанове, и в Черемушках, и даже в Медведкове есть свои Мадонны, Данаи и Афродиты. Москвички охотно соглашаются идти в натурщицы, а художники разного уровня готовы платить за "билеты" на рисование обнаженной натуры. Что чувствует начинающий живописец, когда совсем рядом, на расстоянии 10 шагов перед ним - девушка без одежды, незнакомая, загадочная и привлекательная?

Корреспондент "РГ" поучаствовал в мастер-классе по рисованию обнаженных тел
© Российская Газета

Человек, далекий от живописи, я всегда полагал, что писать с натуры могут только профессиональные портретисты. Обязательно в тишине, в собственной мастерской, с хорошо знакомой моделью. "Это отчасти справедливо, - говорит художник, мастер ню-портретов Екатерина Павлюченкова. - Да, те же Тициан, Кустодиев подходили к подбору натурщиц очень тщательно - им позировали дочери. И получались настоящие шедевры. А в данном случае мы говорим о набросках, о шлифовке портретной техники".

В ряде районов Москвы, как оказалось, работают студии для набросков с живой натуры. Для художника это бесценно. Но и для самих натурщиков, как выяснилось, тоже есть преимущества. "Мои модели, например, за счет позирования для ню-работ раскрепощаются, - продолжает Екатерина Павлюченкова. - Это для них новый опыт, этап познания собственного я". Впрочем, обычно натурщики не раскрывают своих персональных данных, скрываясь за звучными псевдонимами. Например, на одном из районных форумов Отрадного не так давно появилось объявление - в студии набросков позирует Диана. В соседнем округе натурщик - Денис Орлеанский. Решил выбрать Диану - Отрадное ближе от моего дома.

Девушка по контактному телефону, указанному в посте, обнадежила: "Нет опыта? Ничего, приходите, открыты для всех желающих". Честно говоря, я крайне далек от прекрасного: мольберты, кисти, палитры прошли как-то мимо меня. Даже четверка по ИЗО в аттестате была поставлена авансом. Полагаю, педагог и не подозревала, что отработаю я его уже в зрелом возрасте и на живом человеке.

Материалов для рисования у меня никаких нет. Даже ручкой лет 10 как постоянно уже не пользуюсь. Поскольку по телефону сразу сказали, что надо все брать с собой, пришлось отправиться в ближайший хозяйственный магазин. Буквально за 300 рублей удалось купить и альбом, и краски, и ластик, и несколько карандашей.

В назначенный час я был на месте, указанном в объявлении. Это, к моему удивлению, оказался обычный многоквартирный дом недалеко от метро. Впрочем, вот она, секретная дверь к прекрасному. Отдельный вход ведет в студию, где нам и предстоит работать. Как и условились, оплачиваю 200 рублей, это плата за натурную практику.

А так процесс рисования обнаженной натуры проходил во времена СССР. Фото: artchive.ru

Вместе со мной - человек 15, среди них несколько дам. Сразу чувствуешь стеснение: у всех холсты, наборы карандашей разной мягкости, одухотворенный взгляд, а у меня - какой-то неандертальский школьный альбомчик и полное непонимание, что меня ждет. Честно говоря, не ожидал, что вот так, на расстоянии вытянутой руки передо мной окажется абсолютно голая студентка. Абсолютно голых студенток на моей практике не было уже лет 13. Девушка-модель занимает место в центре студии. Это - небольшой подиум с дополнительным возвышением. Вокруг - места для художников, мольберты, ведро, чтобы точить карандаши.

Помимо обнаженной девушки, меня и десятка благородных людей в помещении есть еще и ведущий. В самом начале он произнес: "Ну что, все помнят? Два по семь, потом три по пять". Что при этих словах сделает настоящий художник и ценитель искусства? Ну конечно, понимающе кивнет, и, прищуря глаз, как часовщик, примется за работу. Журналист же застынет в недоумении: не то мелочь искать, не то гуглить жаргон интеллигенции.

Проходит несколько мучительных минут, в течение которых я пытаюсь хоть что-то нарисовать, и - звучит какой-то сигнал! Караул, муж натурщицы пришел?

Оказывается нет, это сигнал для художников. Тут я понял, в чем дело: на два наброска дают по семь минут, а потом еще на три - по пять! Работа натурщицы не такая уж и простая: вся сессия набросков длится по два - четыре часа, и все время в одной позиции пробыть просто нереально. Поэтому мы пробуем изобразить девушку в разных проекциях: сбоку, лежа, спиной к зрителю. Тут и стало очевидно, что когда все стояли в очереди за глазомером, я еще спал. Перенести на бумагу линии ног пропорционально - вот что самое сложное в этом деле.

Скорость, с которой мои братья по холсту намечают линии, чертят контуры, просто впечатляет! Даже самую тривиальную заметку ваять дольше... Только на пятой - седьмой серии набросков у меня начало что-то получаться. И самое удивительное, устал, будто полосу делал! При всем этом - ни тени основного инстинкта. И билет на следующую натурную практику возьму, только чтобы выполнить наброски до конца.

Рисунок у меня получился так себе, хотя преподаватель сказала, что для первого раза ничего. Фото: Сергей Буланов

Конкретно

Где пишут обнаженную натуру

Москва: "Арт-Бункер", Смоленская набережная, 5/13

Москва: "Наброски в Отрадном", Олонецкая, 27

Москва: "Наброски в Моссельпроме", Калашный переулок, 2/10

Москва: "Наброски в Моссельпроме" (филиал), ул. Академика Королева, 8к.1Санкт-Петербург, "Благородная гниль", Кадетская линия В.О., д. 5, к. 2Д

Санкт-Петербург: "Благородная гниль", Кадетская линия В.О., д. 5.

Кстати

В регионах набирают популярность курсы живописи для начинающих. Стоимость и продолжительность зависит во многом от того, что именно хотите изображать. Например, научиться писать цветочный букет достаточно за один урок и 500 рублей. А вот на мастер-классы по ню-живописи придется заложить бюджет в 3-9 тыс. рублей, да и то - поди успей на него запишись! Даже за такие деньги люди довольно быстро расхватывают места.