"Нам хотелось отделить его от амплуа придворного живописца". Выставка работ Александра Дейнеки в музее Врубеля

Символ неограниченных человеческих возможностей, графика как лаборатория художника и модные дизайнерские приёмы, появившиеся ещё в XX веке, - об этом читайте в нашем материале. В Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля готовятся к открытию выставки работ Александра Дейнеки. Омичи увидят более 100 работ, созданных советским художником в период с 1910-х по 1960-е годы из собрания Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки. Организаторы отмечают, что картины художника часто путешествуют как по городам России, так и за рубеж, но такой масштабной выездной экспозиции, которую покажут в Омске, мир ещё не видел. - Нам хотелось сделать акцент на личности Дейнеки, на профессиональном художнике, отделить его от амплуа придворного живописца. Мы старались воссоздать атмосферу провинциального города с теми садами, по которым он лазал, с детскими играми, в которые он играл, с изображением его дома, который, к сожалению, не сохранился. Хотелось продемонстрировать ощущение времени - времени сломов, низвержения старого, создания нового, времени революций, переворотов, ведь менялись люди, менялась вера, разрушалась вера , - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" куратор выставки, старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки Ирина Цуканова. В начале своего творческого пути как любой молодой художник, он искал свой стиль, копируя и подражая мэтрам. Мало кто знает, что Александр Дейнека искал себя в импрессионизме, и ранние его этюды - свидетельство тому. Художник пробовал себя и в кубизме. В этой манере он написал портрет своего друга Вялова, с которым учился в Высших художественно-технических мастерских, и автопортрет. Кстати, с этой работой связана любопытная история. В фондах он фигурировал как женский портрет. Но однажды кто-то из сотрудников музея, сопоставив фотографию художника 1915 года с картиной, пришел к выводу, что это автопортрет Дейнеки. Портрет К. А. Вялова (справа) "Футболист" - одна из главных работ художника 1930-х годов. Эта картина-путешественница была представлена на многих выставках, в том числе и на Венецианской биеннале. - Художник поднимает тему неограниченных человеческих возможностей. Человек может всё! И даже прыгнуть выше этой колонны. Неслучайно футболист на этой картине напоминает божество. И неслучайно художник распластывает фигуру как на египетском рельефе. Для Дейнеки абсолютно не было важным изобразить конкретную персону. Для него - это символ. Он всегда обобщал человеческую внешность до той степени, пока она не становилась символом - символом неограниченных человеческих возможностей. Кроме того, на себя обращает внимание такая деталь - одна рука футболиста, как бы отрезана художником. Это так называемая открытая композиция. Подражая популярной в то время фотографии, мастер этой деталью передает сиюминутность момента, - объяснила куратор выставки. Многие знают по школьным учебникам картину "Будущие летчики". В отличие от работы "Пионер", которая оставалась в тени. По мнению искусствоведов, она более камерная, не такая парадная и "программная". Кстати, эта работа была первой, которую художник подарил в коллекцию Курской картинной галереи. Богата коллекция Курской картинной галереи и графическими работами художника, которые также будут представлены на выставке в Омске. - Мы привезли более шестидесяти листов графики - это подвиг. Мало кто из музейщиков любит отпускать графику в путешествие. Необходим жёсткий контроль светового режима, температуры, влажности. В омском музее всё это обеспечено, поэтому мы решились. Графика - это лаборатория художника. Всегда любопытно наблюдать, откуда возникла идея, как художник идёт к картине. А для Дейнеки графика - это особая статья. Он ведь получал образование как график во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских - прим. ред.) у мастера Фаворского, - отметила Ирина Цуканова. Среди графических работ Дайнеки можно обнаружить эскизы к программным картинам, иллюстрации для журналов и детских книжек, эскизы фресок для оформления павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и знаменитых мозаик для станции Московского метрополитена "Маяковская". Кураторы выставки хотят показать, что Дейнека был одинаково профессионален в графике, в живописи, в скульптуре и в монументальном искусстве. А ещё принято считать, что именно с него в нашей стране начинался дизайн. Творческие находки Александра Дейнеки сегодня вполне можно охарактеризовать как модные дизайнерские приёмы. Стилистика живописи, которую задал художник в 1920-1930-е годы, актуальна и в наши дни. Матовая поверхность, незакрашенный грунтованный холст, фабричный холст как часть изображения, протёртая практически до свечения краска. - При всех новаторских приёмах Дейнеки стоит сказать, что его живопись - это серьёзное испытание для современных реставраторов. Ведь годы, когда Дейнека создавал свои полотна, были годами упрощения техник. Он использовал фабричные, не очень хорошие грунты, самые простые краски. Метод их наложения, способ их использования тоже оставляют желать лучшего. Он использовал темперу в нижнем слое, довольно тяжёлые слои краски на довольно тонких холстах. Это со временем привело к проблемам с сохранностью произведений. Опять же его идея, стремление к матовым поверхностям в живописи входит в разрез с современными требованиями. Мы не можем оставить картину, не покрытую лаком. А если покроем, то нарушим то, что задумал художник: Дейнека говорил, что живопись должна быть матовой и походить на фреску. Практически все его работы прошли через руки наших специалистов, поэтому и опыт, и методики у нас есть. Так что Дейнека нам поддаётся, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" реставратор Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки Михаил Денисов. О Дейнеке-дизайнере мы можем судить и по предметам интерьера из мастерской художника - двум стульям, оформленным ацтекским орнаментом и шторке. Он взял тонкозернистую льняную ткань, темперу, и получилось декоративное панно. Оно, кстати, часто появляется на его работах в качестве фона для портретов. Специалисты отмечают, что даже в простой декоративный элемент он интегрирует мысль: венчает драпировку Аполлон на колеснице, здесь же его любимые купальщицы, спортсмены. Место нашлось и любимчику фокстерьеру Тюбику. Познакомиться с творчеством Александра Дейнеки в Омском музее имени М. А. Врубеля можно с 16 февраля по 21 мая. Фото: Илья Петров

"Нам хотелось отделить его от амплуа придворного живописца". Выставка работ Александра Дейнеки в музее Врубеля
© Омск Здесь