Что известно о компаниях — покупателях заводов IKEA в России?

У заводов IKEA в России появились покупатели. Ими стали производитель кухонных столешниц и фасадов Slotex и изготовитель пиломатериалов «Лузалес». Сделку по продаже одобрила правительственная комиссия, ее сумма и условия не разглашаются. Что известно о покупателях и как теперь будут использовать заводы IKEA?

Что известно о компаниях — покупателях заводов IKEA в России?
© BFM.RU

IKEA одна из первых заявила о своем уходе из России еще в начале марта прошлого года. О том, что компания продаст четыре своих завода в Новгородской, Ленинградской и Кировской областях, стало известно еще в июне. Интерес к ним, по информации СМИ, проявляли и Hoff, и сеть гипермаркетов «Твой дом». В итоге покупать решились далеко не столь известные компании. Известно о них немного. Компания Slotex родом из Петербурга, основана была в 1990 году бизнесменом Евгением Осиповым. После его смерти управление перешло к его жене Светлане Осиповой. По данным системы SPARK, она является единственным владельцем АО «Слотекс». А ее сын Вадим Осипов — гендиректор предприятия. О компании еще летом прошлого года говорил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в контексте российского бизнеса, который может заменить уходящую IKEA.

«Лузалес», новый владелец заводов в Ленинградской и Кировской областях, был основан в Сыктывкаре в 1999 году. Согласно СМИ, это тоже семейный бизнес. Владелица «Лузалеса» — Мария Семенюк, а основатель компании — ее муж Николай Семенюк.

Компания планирует не просто запустить завод IKEA, но увеличить производство. Комментирует председатель совета директоров «Лузалеса», сын основателя Руслан Семенюк:

Руслан Семенюк председатель совета директоров «Лузалеса» «Что касается людей на рабочих предприятиях, то могу со стопроцентной уверенностью заверить всех, что трудовые коллективы, которые имеются на сегодняшний день, не будут сокращены. Конечно же, мы с руководством заводов примем решение вернуть тех людей, которые ранее работали на этих предприятиях, для того чтобы производительность заводов была не то что 100%, а постараемся сделать ее даже больше. Цель и задачи в развитии этих предприятий, чтобы они вернулись до того уровня максимальных показателей и, конечно же, стараться модернизировать эти заводы и производить продукцию больше».

Эксперты задаются вопросом, как и кому будут продавать новый товар. Потому что купить заводы IKEA — еще не значит купить сеть ее магазинов. Продолжит основатель интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров:

Антон Макаров основатель интернет-магазина Divan.ru «Заводские мощности — вот что продает IKEA — это кирпич, стены, железное оборудование и часть людей, которые там остались. То есть не передаются какие-то IT-решения и технологии, не передаются авторские права на продукт, и самое главное, что не передается, — рынок сбыта. Аналогичных форматов а-ля IKEA не то что в России, их и в мире нет. Для меня очень большая загадка, что с заточенным производством, крупносерийным, от 1000 штук и так далее, которое даже в России не было загружено на 100%, а загружались на другие страны — что будут делать новые покупатели. К примеру, компания «Аскона», которая потеряла вместе с IKEA и объем заказов в миллион матрасов, значимую часть перенаправили на маркетплейсы на обеспечение собственных розничных объемов. Многие пошли на маркетплейсы, кто-то ребрендился и активно эту тему использует. Но, как я уже сказал, что IKEA уникальна своим форматом, и чтобы продавать столько, как IKEA, нужно иметь такой формат, такую силу бренда».

Произведенное на заводах IKEA будут поставлять в российские розничные сети, заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. В «Лузалесе» же сообщили РБК, что надеются сотрудничать со школами и детсадами и поставлять туда мебель: кровати, стулья. Отсутствие прямого указания на то, как и кому будут продавать товары, наводит на предположения, что в сделке есть и третий заинтересованный. Говорит сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий:

Максим Валецкий сооснователь мебельной компании Mr. Doors «Объем бизнеса Slotex и «Лузалеса» не бьется с объемом денег, которые нужно было бы инвестировать в эти заводы. Там, скорее всего, есть какой-нибудь еще партнер, допустим, федеральный застройщик, который на фоне продолжающихся разговоров о продаже квартир с меблировкой хочет зайти в эту тему. У всех игроков рынка пиломатериалов положение сейчас тяжелое, потому что они за счет санкций потеряли больше половины рынка сбыта. Либо какие-то госструктуры за этим стоят, возможно, которые будут потом эту мебель употреблять на госпроекты. Нельзя еще забывать о том, что нужно будет же восстанавливать на Донбассе жилье, туда тоже какая-то мебель, наверное, понадобится, возможно, это для этого делается».

Покупатели на заводы нашлись, рабочие места обещают восстановить. Однако неясным остается, кому IKEA передаст сеть гипермаркетов, те самые синие коробки. А это недвижимость, в том числе на дорогой подмосковной земле.