Государственный Эрмитаж показал новые пространства Главного штаба

Эрмитаж продолжает обживать Восточное крыло Главного штаба. Музей получил эти помещения еще в 1988 году, но реставрационные работы завершились всего десять лет назад. Сегодня здесь проводятся выставки и крупные конгрессные мероприятия - такие, как Петербургский международный культурный форум, размещаются Музей российской гвардии, залы памяти Карла Фаберже и одно из самых крупных в мире собраний импрессионистов. А наиболее необычное выставочное пространство Восточного крыла - над аркой Главного штаба. Сегодня его могут увидеть все желающие.

Государственный Эрмитаж показал новые пространства Главного штаба
© Российская Газета

Исторически величественное здание напротив Зимнего дворца занимали министерства: Западное крыло - военные, Восточное - гражданские. В советское время здесь размещались самые разные службы - от комиссариатов и проектных институтов до поликлиники УВД. От исторических интерьеров мало что осталось - большие залы делили на клетушки кабинетов, объединяли и снова делили. Поэтому было принято решение существенно вмешаться в замысел Карла Росси: пять внутренних дворов получили стеклянную крышу и превратились в Новую Большую анфиладу с широкой парадной лестницей и необычными дверями гигантского размера.

На втором этаже разместилась экспозиция, посвященная Министерству финансов Российской империи, на третьем - коллекции императорского Министерства иностранных дел и парадные залы министерств. И это далеко не все, Восточное крыло - как будто шкатулка с секретом или русская матрешка: внутри располагаются еще Музей гвардии, церковь благоверного князя Александра Невского, парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел Карла Нессельроде, выставлены коллекции модерна и ампира, - и это еще не весь список!

Масштабная внутренняя реконструкция проводилась в 2008-2014 годах. И хотя основной объем работ, конечно же, завершен, но выставочное пространство продолжает развиваться. В прошлом году Эрмитаж пережил немало волнений, связанных с возвращением своих сокровищ из-за рубежа. Картины из собрания братьев Морозовых участвовали в Парижской выставке и вернулись в Россию после долгих переговоров. После этого в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых на четвертом этаже провели реэкспозицию. Обновили, как говорят музейщики, "развеску".

- Изначально вся реконструкция и реставрация была придумана для этих картин, - рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Сюда переехала коллекция импрессионистов с третьего этажа Зимнего дворца. А еще здесь предполагалось разместить музей декоративно-прикладного искусства, все было расписано буквально по точечкам.

Новая развеска составлена также по хронологическому принципу, но она по-другому рассказывает об импрессионистах, их творчестве и, конечно же, о коллекционерах и меценатах, составивших эту коллекцию. "Можно увидеть, что собирал Щукин и что собирали братья Морозовы", - говорит директор Эрмитажа.

Разместить коллекцию было непросто: небольшие помещения отлично подходят для камерных работ Дега и Ренуара, а вот масштабные полотна Матисса потребовали объемных помещений. Украшение экспозиции - Музыкальная гостиная особняка Ивана Морозова в Москве с живописным ансамблем "История Психеи" Мориса Дени. Она была специально воссоздана для того, чтобы разместить полотна, написанные под заказ и "встроенные" в интерьер.

Самое необычное выставочное пространство Восточного крыла располагается выше четвертого этажа - это чердак. Пол здесь необычной выпуклой формы - потому что внизу знаменитая Триумфальная арка Главного штаба. Правда, не та, которая увенчана фигурой Славы на колеснице, а расположенная со стороны Большой Морской улицы. Здесь тоже есть небольшая экспозиция, рассказывающая об истории здания с помощью фотографий, документов, предметов. Есть вещи первых строителей Главного штаба - и забытые посетителями Эрмитажа. Поэтому на стендах близко соседствуют лапти, стеклянные бутыли XIX века и современная камера Go-Pro. Но главное достоинство чердака - возможность в прямом смысле прикоснуться к истории - эти кирпичи и деревянные балки помнят Карла Росси.