«Для головы, а не вместо нее»: как применять методы ТРИЗ в бизнесе
Андрей Славянский - Советник заместителя генерального директора по космическим и авиационным системам АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», приглашенный преподаватель факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия». Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными и очевидными способами, поэтому, собственно, и возникает необходимость в изобретении. Существует классический метод технического творчества — решение изобретательских задач. В подавляющем большинстве этот метод основан на простом переборе вариантов, по сути, это хорошо всем известный метод проб и ошибок. К недостаткам этого метода относится то, что процесс поиска решения зависит от множества случайных факторов, при этом не используется ранее полученный опыт решения задач. В результате снижается эффективность и теряется время. Фото: Kvalifik / Unsplash Изучение истории развития техники показывает, что эффективными изобретениями являются те, которые изменяют исходную систему в направлениях, уже предписанных объективными законами развития техники. Другим подходом решения задач, отличным от классического метода проб и ошибок, является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая помогает обнаруживать закономерности развития техники, а также решать проблемы посредством выявления и устранения технических противоречий. ТРИЗ дает возможность резко сузить зону поиска, повысить эффективность и скорость решения изобретательских задач. Работу над ТРИЗ начал советский инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер в 1946 году. Первая его публикация описывала более 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. По сути, Альтшуллер заложил методы и способы решения изобретательских задач. ТРИЗ для бизнеса Методы ТРИЗ уже больше 20 лет применяются во всем мире для решения абсолютно разных бизнес-задач — технических, организационно-управленческих, социальных — в различных отраслях: IT, автомобилестроение, телекоммуникации, розничная торговля, страхование, пищевая промышленность и так далее. Методы ТРИЗ позволяют решать такие бизнес-задачи, как повышение эффективности продаж, устранение конфликтов в цепочке поставок, увеличение эффективности учебного процесса при возникновении классических противоречий. ТРИЗ позволяет открывать новые рынки услуг, а также составлять ассортимент новых продуктов и услуг. Сейчас ТРИЗом пользуются такие промышленные гиганты, как Xerox, Boeing, Ford и Toyota. Они используют систему обучения ТРИЗ и отдельные методы-инструменты при решении изобретательских задач, например при создании инновационных продуктов. В зависимости от задач бизнеса применяются инструменты ТРИЗ различных уровней. Например, если вам необходимо быстро выявить основные противоречия, требующие немедленного разрешения, могут быть использованы инструменты первого уровня, когда решаются частные проблемы. Это такие методы, как поиск и устранение противоречий, поиск идеального конечного результата, оценка полученных идей, многокритериальная матрица решений, выбор ключевой проблемы и создание портфолио идей для того, чтобы ее решить. Если вам необходимо выявить факторы, которые в целом тормозят развитие системы в вашей компании, то применяются инструменты второго уровня. Они позволяют, в частности, найти инновации в системе процессов и снизить стоимость продукта. К таким методам относятся, например, функционально-идеальное моделирование, объектно-полевое моделирование и функционально-ориентированный поиск. Если вам нужно решить более сложные задачи, например провести глубокий анализ системы и спрогнозировать ее рост, а также рост инвестиционного развития бизнес-идеи, то используются инструменты третьего уровня. Тогда применяются многоэкранный анализ, анализ «Ценность — конфликт», законы развития бизнес-систем в целом и линии шаблона развития бизнес-систем. Такие инструменты позволяют диверсифицировать бизнес-модели, найти новые рынки и определить дорожную карту будущих инноваций вашего предприятия. Примеры из практики компаний Представители бизнеса неоднократно использовали методы ТРИЗ при создании вещей, которые встречаются нам в повседневной жизни. Вот три самых интересных примера. Так, в свое время компания Samsung, запускавшая новую линейку жидкокристаллических экранов, использовала методы ТРИЗ при решении проблемы, которая заключалась в противоречии зазора между электродами, генерирующими свет в ЖК-панели. С одной стороны, зазор должен был быть широким, чтобы повысить эффективность освещения и яркость картинки. С другой стороны, зазор должен был быть достаточно коротким, чтобы уменьшать напряжение до необходимого уровня и увеличить энергоэффективность изделия. Решение нашли в конструкции автомобильной свечи. Сотрудники Samsung использовали изобретательский прием ТРИЗ, который называется разделением конфликтующих требований во времени и пространстве. В итоге были использованы и широкие, и короткие зазоры между электродами, но их работа была разнесена во времени. Отдельные электроды-воспламенители расположили гораздо ближе друг к другу, чем электроды, генерирующие свет. В результате световая эффективность выросла на 40% при том же использовании напряжения зажигания. Эта линейка жидкокристаллических экранов стала достаточно популярной среди потребителей и, соответственно, принесла прибыль компании. Другим примером применения методов ТРИЗ при решении бизнес-задач стало их использование в ходе создания холодильника с французской дверью LG, корейского промышленного гиганта в области бытовой техники. Проблема заключалась в том, что при проектировании нового холодильника необходимо было, с одной стороны, повысить энергоэффективность (для чего требовалось максимально обеспечить уплотнение дверцы), а с другой стороны, для легкого открывания дверцы необходимо было сделать так, чтобы уплотнение дверцы было максимально слабым. Сила уплотнения в данном случае обеспечивалась магнитом. Решение нашлось в том, чтобы применить инструмент ТРИЗ под названием «Симметрия». Магнит прикрепили только к небольшой части поверхности прокладки, а не по всей длине. Таким образом сила, необходимая для открытия дверцы, значительно уменьшилась. Еще одним интересным примером применения ТРИЗ стал кейс компании Intel, который называется «Шампанское и микрочипы». Сотрудники компании столкнулись с такой проблемой: пластины микрочипов, изготовленных из кремния, перед травлением должны были быть покрыты слоем жидкого защитного состава, однако пузырьки воздуха, находившиеся на защитном слое, создавали непоправимые дефекты. Сотрудникам Intel предстояло найти такой способ, который позволил бы надежно удалить пузырьки воздуха. Тогда сотрудники Intel при помощи методов ТРИЗ скопировали технологию производителей шампанского под названием «Вращение вина», благодаря которой пузырьки воздуха собирались посередине и их можно было удалить. Применение такой технологии позволило компании сэкономить десятки миллионов долларов в год. ТРИЗ можно эффективно использовать в бизнесе, однако он не является панацеей и не заменяет другие технологии. Например, если ваша компания занимается серийным производством и у вас возникают небольшие проблемы, то внедрение и применение ТРИЗ обойдется вам неоправданно дорого. Может быть, вам больше подойдет технология бережливого производства. Сила ТРИЗ заключается в том, что ее можно использовать для выявления широкого спектра проблем и задач. Шаблоны и методы решения проблем ТРИЗ могут помочь лучше генерировать идеи. Если ваша компания занимается выводом инновационного продукта и при этом ищет новые рынки или стремится снизить стоимость продукта, то, безусловно, стоит попробовать внедрить ТРИЗ. Спустя какое-то время это принесет вам прибыль. И еще раз отмечу, что ТРИЗ можно интегрировать вместе с другими технологиями, такими как QFD (Quality Function Deployment), FMEA (Failure modes and effects analysis) или дизайн-мышление. Как говорил Генрих Альтшуллер, ТРИЗ для головы, а не вместо нее. Проблемы внедрения ТРИЗ в бизнесе ТРИЗу достаточно долго обучаться. В среднем на освоение всех трех уровней инструментария может уйти от года до двух, а то и более. При этом требуется практика с тренером, который знает ТРИЗ и который может следить за правильным освоением материала. К сожалению, таких тренеров очень мало. К тому же интересные кейсы больших предприятий, которые можно было бы использовать в обучении, зачастую защищены коммерческой тайной, поэтому мало что попадает в публичное поле. Вторая проблема заключается в том, что применение ТРИЗ часто встречает сопротивление внутри компаний. С одной стороны, руководители предприятий говорят, что надо стремиться к инновациям, а с другой стороны, их смущают риски, которые связаны с инновациями. Эти риски довольно велики. ТРИЗ мог бы стать единым языком общения при постановке инновационных задач, но не всегда топ-менеджмент или руководители среднего звена это поддерживают. Кроме того, многие сотрудники HR-отделов в российских компаниях не в курсе, что такое ТРИЗ, и целенаправленно не ищут сотрудников, владеющих инструментами ТРИЗ. Между тем в крупных международных компаниях знание ТРИЗ является преимуществом при трудоустройстве. Ликбез Существует большое количество книг, которые описывают теорию решения изобретательских задач. Начать можно с книг Генриха Альтшуллера. Также можно почитать «Основы ТРИЗ» Владимира Петрова или учебное пособие по основам ТРИЗ Алексея Хлыновского. Для понимания практического подхода рекомендую рассмотреть труды коллектива авторов под руководством Николая Шпаковского. Есть достаточно большое число школ и академий ТРИЗ. Среди них — Международная Академия ТРИЗ, Европейская Ассоциация ТРИЗ, Азиатская Ассоциация ТРИЗ, Институт Альтшуллера. Они организовывают ежегодные конференции, которые обычно проходят осенью, делятся опытом и наработками. Эти школы и академии проводят обучение для тех, кто заинтересован в освоении ТРИЗ-методик.